Главы стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также Содружества Независимых Государств проводят в Москве неформальные встречи. Официально они приурочены к 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В город-герой коллеги Дмитрия Медведева прибыли по его приглашению еще накануне.
У предпраздничного саммита, как отмечала кремлевская пресс-служба, нет "фиксированной повестки дня". Это означает, что лидеры стран, бывших некогда единым пришедшим к Победе государством, кроме переговоров на победную тематику, намерены поговорить о злободневном и насущном. В том числе, о "перспективах взаимодействия в инновационных и высокотехнологичных отраслях", то есть о коллективной модернизации.
Годовщина Победы - это всегда отчасти повод к ностальгии по экономически и технологически сильному в середине прошлого века СССР. Однако эта историческая ссылка стала активна уже задолго до майских праздников. Вопрос о том, можно ли собрать хотя бы некоторые из республик бывшего Советского Союза под одной, для начала экономической крышей, стал активно обсуждаться с рождением Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии в январе этого года. К июлю он обещает стать еще более злободневным: должен вступить в силу Таможенный кодекс. Впереди (с 2012 года) - создание Единого экономического пространства (ЕЭП), еще большая степень интеграции.
Впрочем, градус дискуссии и сейчас довольно высок благодаря украинскому сюжету: предвыборные заявления президента страны Виктора Януковича позволяли уже говорить о возможном вступление Украины в ТС, несмотря на членство в ВТО, но на прошлой неделе события стали развиваться иным образом. Как только был ратифицирован российско-ураинский договор о пребывании Черноморского флота РФ в Севастополе в обмен на 30-процентную скидку на газ для Украины, Янукович поспешил уточнить свою позицию.
"Украина интегрирована во Всемирную организацию торговли и строит свою политику на принципах этой организации. Безусловно, вхождение в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана сегодня невозможно, потому что экономические принципы, законы Всемирной организации торговли не позволяют это сделать", - сказал он тогда.
Но и такой поворот необязательно означает охлаждение между Москвой и Киевом, и многими трактуется лишь как посланный Януковичем успокоительный сигнал Брюсселю, пристально следящему за стремительными темпами сближения двух славянских государств. Сейчас эксперты не скупятся на альтернативные сценарии, как то подписание Украиной соглашения о свободной торговле с ЕС с последующим подписанием подобного соглашения с Россией, что сделает Украину партнером ТС.
Перспективы превращения таможенной тройки в четверку - вопрос хоть и существенный, но отнюдь не приоритетный. До конца третьего квартала 2010 года между Россией, Белоруссией и Казахстаном должны быть подписаны более 20 соглашений, которые установят единые правила проведения макроэкономической политики, предоставления сельскохозяйственных и промышленных субсидий и многого другого. То есть задачи по унификации трех разных экономик по инициативе российской стороны должны быть решены в кратчайшие сроки. Кроме прочего, это непременное условие для того, чтобы создать из трех стран подобие Евросоюза с единой валютой.
О том, что союзное государство (Россия и Белоруссия) вместе с Казахстаном движутся к единой валюте премьер-министр Владимир Путин заявил в ходе своего мартовского визита в Брест. Однако почти одновременно в интервью российской прессе несколько иное мнение высказал премьер Казахстана Карим Максимов. По его словам, говорить о валютном союзе пока рано, и этот вопрос, наверное, встанет лишь в далекой перспективе.
Что касается другого партнера, то в Минске, по словам президента Александра Лукашенко, недовольны "прагматичной политикой", которая предполагает отмену существовавших ранее льгот для белорусских предприятий (сейчас такие переговоры продолжаются, и, по данным источника в Минэкономразвития, выйдут в скором времени на уровень вице-премьеров).
Особенно болезненным для Минска стало решение ввести экспортные пошлины на поставки российского нефтяного сырья. По словам Лукашенко, "однобокий прагматизм, введение пошлин на нефть и нефтепродукты для одного члена Таможенного союза, Белоруссии, и невведение для другого члена, Казахстана - это, как минимум, коррупцией попахивает".
Кстати, этот момент некоторое время назад ставил под вопрос участие Лукашенко в сегодняшнем саммите, однако то, что белорусский лидер ради, "демонстрации нашего единства", как выразился он сам, все-таки прибыл на встречу, не может не вселять надежду на то, что и споры внутри ТС будут урегулированы.
Амбициозные интеграционные планы разворачиваются также на фоне событий в самом Евросоюзе, на образец которого во многом ориентируются в ТС и ЕврАзЭС. Согласно опубликованным накануне данным Евростата, Греция - не единственная страна Европы, которая вынуждена бороться с бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом. Уже половина государств Евросоюза не соответствует официальным экономическим требованиям, предполагающим допустимый уровень бюджетного дефицита не более 3 процентов. Этот порог давно перешагнули не только проблемные страны, но и крупнейшие экономики - Франция и Великобритания. При этом общий уровень госдолга по ЕС сегодня держится на уровне 88 процентов от ВВП.
Вероятно, Россия осознает необходимость в том, чтобы извлечь уроки из "евростроительства". Предполагается, что Комиссия Таможенного союза должна будет заниматься мониторингом экономического развития стран-участниц, мер, предпринимаемых ими в области макроэкономической политики и оценивать "соответствие таких мер общим для сторон целевым ориентирам макроэкономической политики". Об этом говорится в документе, разработанном Минэкономразвития. Таким образом, это должно стать основой механизма, который не позволит ни одной из трех союзных стран попасть в положение Греции, вынужденной поступаться частью суверенитета, чтобы получить помощь у партнеров по ЕС.