Исполнилось 30 лет гидролаборатории Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. 23 февраля 1980 года на территории Центра начал работать необычный тренажер. Специальный бассейн был заполнен водой. На глубине 12 метров для экипажей начиналось безвоздушное пространство – гидрокосмос.
Это единственное место на земле, где можно увидеть почти реальную работу космонавтов за пределами станции. Те же скафандры "Орлан", те же инструменты, и даже станция один к одному – всё, как на орбите. А безвоздушное пространство заменяют пять тысяч кубометров воды. Сегодня уникальному тренажерному комплексу в Центре подготовке космонавтов исполнилось 30 лет.
"Была необходимость подготовить Ляхова и Рюмина к выходу в открытый космос. Поэтому бассейн был наполнен на шесть метров. В таких условиях при холоде были проведены первые тренировки основного и дублирующего экипажа", – рассказывает Иван Верба, инструктор ЦПК имени Юрия Гагарина.
Начиналось всё в 1965 году. Алексей Леонов впервые в мире покинул корабль и вышел в открытый космос. Это событие стало еще одной победой советской космонавтики, а для ученых – новой задачей. Если космос не столь агрессивен, значит там можно работать.
"Была необыкновенная тишина, такая, что я слышал, как бьется мое сердце. На Земле это невозможно", – вспоминает дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов.
Обычно к встрече с невесомостью космонавтов сначала готовят в воздухе, в так называемом параболическом полете, когда самолет после набора высоты резко уходит вниз и несколько секунд находится в свободном падении. Именно в этот момент можно испытать невесомость, которая длится всего 20 секунд. Затем снова включается управляемый режим. За это короткое время космонавты учатся надевать скафандр. Получается не всегда.
Но эти секунды ничто по сравнению с многочасовой работой в космосе. Необходим был новый тренажер. Тогда советские испытатели первыми предложили имитировать невесомость в воде, как говорят специалисты, за счет "нулевой плавучести". К скафандру крепится дополнительный груз, на определенной глубине он не всплывает и не тонет. Все как в космосе.
Сегодня любая работа в открытом космосе прежде отрабатывается в воде. Все начинается с испытателей. Например, установка противометеоритных панелей. Первыми под водой устанавливают панель испытатели, отрабатывают алгоритм действий. И лишь затем к тренировкам приступают космонавты.
"Космонавтам мы скажем, ваше первое действие такое, второе – такое. По большому счету, им и задумываться не надо. Но надо запоминать", – говорит Дмитрий Верба, инструктор по внекорабельной деятельности ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
Один выход в открытый космос – это четыре-пять тренировок в гидроневесомости. Каждое действие оттачивается до автоматизма. Космонавт Анатолий Соловьев рекордсмен: у него 16 выходов в открытый космос. Проработал за бортом станции в общей сложности больше трех суток. Вспоминает, что когда в первый раз вышел через шлюзовую камеру, немного разочаровался.
"Когда выходишь в открытый космос, впервые чувствуешь невесомость, вся эта бездна, чернота, конечно, влияет психологически, но, тем не менее, всё это немного разочаровывает, как будто я уже это видел", – рассказывает Герой Советского Союза, летчик-космонавт Анатолий Соловьёв.
Строительство станции в гидролаборатории опережает строительство на орбите. Новый модуль МИМ-1, который в космос отправят только через три месяца, здесь уже пристыкован, а космонавты начали тренироваться. Вскоре им предстоит работа уже в настоящем космическом "океане".