Стало известно, где в России будет создана "Кремниевая долина". Новый инновационный центр – по сути, город будущего, где будут собраны лучшие ученые, инженеры и специалисты, – построят в подмосковном Сколкове. Дмитрий Медведев сообщил об этом в Кремле на необычной встрече. Президент принимал победителей и призеров международных школьных и студенческих олимпиад, то есть тех, кому и предстоит осваивать российский аналог "Силиконовой долины".
До появления Медведева в Екатерининском зале Кремля оставались считаные минуты. И словно в подтверждение еще не сказанных им слов, что талантливой молодежи в России много, и искать ее нужно не только в столице, – талантливая молодежь сидела в буквальном смысле, задрав головы, потому что многие – из глубинки, многие никогда не бывали в Москве, и уж тем более не видели такой лепнины.
Они до последнего изучали потолок, и когда президент появился, студентка третьего курса Российского государственного социального университета, лауреат десяти общероссийских олимпиад Мария Михалёва – хоть и подготовила речь, но от волнения сказала что-то другое. "Хорошо, что сижу, иначе, наверное, сильно тряслись бы коленки, когда разговаривала", – призналась она.
Чуть позже, уже собравшись, Мария попросила увеличить число президентских стипендий. Медведев, впрочем, не спешил соглашаться. Систему поиска талантов расширять, конечно, уместно, но президентские стипендии все же – для избранных.
Как раз в кругу этих избранных Дмитрий Медведев объявил место, где будет создан российский центр новых технологий – так называемая "Кремниевая долина". "Я все-таки принял решение: будем строить этот центр в том месте, где есть неплохой задел, чтобы сделать это быстро. Скорость имеет особое значение. Поэтому будем строить его в Сколкове".
И, несмотря на то, что многие начинали свою речь с того, что наука в России, как им теперь кажется, – приоритет, и что за это они – молодые ученые – благодарны, Андрей Власов – студент пятого курса Московского физико-технического института (он тоже подготовил речь) – не волновался и сказал, как запланировал, о проблемах.
"На зарплату молодого ученого очень сложно как купить квартиру, так и снимать квартиру, – заметил Андрей, – поэтому очень хорошей мерой в предотвращении "утечки мозгов" было бы либо выделение квартир тем, кто сделал открытия какие-то, либо платить такую зарплату, чтобы люди могли снимать квартиру".
"А что лучше, на ваш взгляд?" – поинтересовался Дмитрий Медведев.
"Конечно, выделение квартиры, – ответил студент. – Но если хотите, можно и деньгами".
"Вы сказали, что выделять прямо – это проще и прозрачнее, вот я боюсь, что будет как раз ровно наоборот, – продолжил беседу президент. – Лучше деньги платить достойные с тем, чтобы сам человек для себя принимал решения, брал бы ипотеку, имел бы возможность платить процентную ставку, расплачиваться, в конечном счете закрывать. Я знаю по прежней жизни: как только появляется льготное жилье, появляется огромное количество людей, желающих "присосаться" к этой теме. В результате либо эти квартиры получат ученые, но которые уже имеют 20-30 лет стажа академического, и молодых ученых просто "ототрут", либо получат вообще какие-либо жулики".
Но молодой ученый и после этих слов президента был готов продолжать разговор о проблемах. Власов – еще и школьный учитель во втором поколении. Зарплата смешная. Пример отца вдохновляет все меньше.
"Вот мой папа работает в Институте общей физики Академии наук, – рассказал Андрей Власов. – Он – доктор физико-математических наук, получает в качестве оклада 23 тысячи рублей, что сравнимо с зарплатой грузчика средней квалификации".
"Я начал вспоминать зарплату, которая была у моего отца, – парировал на это Дмитрий Медведев. – И хотя он был тоже неплохой ученый, на мой взгляд, у него зарплата была меньше, чем у грузчика, по тем временам. Это не значит, что мы не должны повышать заработную плату. Но дело в том, что это не очень правильная планка отсчета. Потому что если человек хочет заработать деньги, давайте по-честному друг другу скажем, он вряд ли когда-то пойдет в науку. Деньги проще заработать в другом месте. В науку, в педагогику идут люди по призванию".
И это призвание, по словам президента, конечно, не останется без государственной поддержки. Андрей Фурсенко, оказалось, был готов возразить. "Мне сразу министр образования настрочил записочку, – сообщил Дмитрий Медведев. – Чего он пишет? Оклад доктора физико-математических наук в РАН, действительно, 23 тысячи рублей. Но зарплаты – раза в 2,5-3 больше. Вот нужно разобраться – у кого более точная информация".
Студенты продолжали настаивать: если зарплата не станет больше, кому-то придется уехать. "Я, может быть, скажу такую непедагогичную вещь: не нужно создавать катастрофы из отъезда кого-то из выпускников за границу для работы – по нескольким причинам. Во-первых, очень часто даже самые талантливые и продвинутые ребята не приживаются за границей по разным причинам, возвращаются обратно и трудятся в России. Ну, и слава Богу, что называется. У нас сейчас – не советская эпоха, это не решается только в Кремле или еще где-то. То есть невозможно решить эту задачу один раз и навсегда наверху, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Она должна решаться на всех уровнях и при заинтересованном участии всех, только тогда можно обеспечить ситуацию, когда молодые перспективные и талантливые люди остаются трудиться в своей стране".
К тому же старательная учеба все же становится конвертируемым товаром. Талантливая молодежь без работы в России не остается. И крупнейший испытательный полигон, который скоро построят в Сколково, – тому подтверждение.