В студии радио "Вести ФМ" наш кинообозреватель Антон Долин. Напомним, повод нашего общения – картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2" вошла в основную конкурсную программу 63 Каннского кинофестиваля.
"Вести ФМ": Антон, можно ли считать это уже маленькой победой?
Долин: Безусловно, включение в конкурс – это номинация на Золотую пальмовую ветвь, это признание очень высоких качеств. Например, я скажу, что в прошлом году две российские картины вошли в основную программу – это были "Царь" Павла Лунгина и мне лично гораздо более симпатичная "Сказка про темноту" Николая Хомерики. Два абсолютно полярных образца, один - высокий стиль, историческое кино со знаменитыми актерами, другой – маленький независимый фильмик, но это был особый взгляд, это не был конкурс, хотя Хомерики уже был призером Каннских каких-то маленьких программ, Лунгин тоже. Как известно, его награждали за "Такси-блюз", и все равно. Поэтому то, что Никита Михалков является, собственно, призером Канн, получал гран-при в 1994 году за "Утомленные солнцем", не гарантировало ему абсолютно, что он попадет в конкурс. Он мог быть вне конкурса. Например, "Сибирский цирюльник" вне конкурса был фильмом открытия фестиваля в 1999 году, и на мой взгляд, хотя я скован некоторым эмбарго, я видел фильм, но не могу его комментировать до официальной премьеры, но фильм "Утомленные солнцем–2" вне всякого сомнения представитель высокого стиля. Это такая русская попытка, удачная или нет, будут судить уже публика и жюри, играть на поле большого Голливуда, и обычно такие фильмы, даже голливудские, собственно говоря, они вне конкурса. Для примера, на открытии Каннского фестиваля стоит фильм "Робин Гуд" Ридли Скотта. Никто не поспорит, что Ридли Скотт, автор "Гладиатора", "Бегущего по лезвию бритвы", "Чужого" - это большой мастер, настоящий, но он вне конкурса все равно, кино-то все-таки коммерческое.
Фильм Никиты Михалкова, я думаю, тоже можно расценивать как коммерческий, во всяком случае, фильм, который выходит тысячей копий в своей родной стране, наверно, претендует не на звание фестивального артхаусного хита Тем не менее, он в конкурсе, и это, на самом деле, признание отборочной комиссии того, что это произведение искусства, а не просто развлекательное кино. Отборочная комиссия признала, теперь, конечно, дело за жюри, которое у нас возглавляет в этом году Тим Бертон, сам большой художник и при этом адепт, заметим, все равно коммерческого кино. "Алиса в стране чудес" – недавнее тому подтверждение. Но понравится ему такое или нет, конечно, пытаться прогнозировать совершенно невозможно, это два настолько разных мира... Непонятно, войдут они в военное или, наоборот, контактное состояние вместе.
Но я хочу еще одну вещь отметить. Никиту Сергеевича мы, конечно, поздравляем от души. Но еще один, скажем, русскоязычный, хотя и украинский, как принято считать, режиссер вошел в основной конкурс со своим дебютом. Правда, он не помечен как дебют, потому что этот режиссер-документалист сделал много документальных фильмов, но его игровой дебют – первый игровой фильм, который называется "Ты моя радость". Если я правильно понимаю, Сергей Лозница тоже в основном конкурсе, и два фильма на русском языке в основном конкурсе - последний раз такое было, когда были фильмы Сакурова и Звягинцева несколько лет назад, а до этого много-много лет такого не бывало.
"Вести ФМ": И здесь мы можем сказать о возрождении нашего кинематографа.
Долин: О возрождении интереса к нашему кинематографу со стороны самого выдающегося европейского, ну и мирового, фестиваля. Так что, конечно, очень это круто, очень здорово, очень престижно, Повторяю, вне всякой связи с художественным качеством фильма, то, что их взяли в эту компанию, это здорово.
Теперь в двух словах про компанию расскажу, какие там еще фильмы. Там их полно. Хотя, пока что вот меня очень удивило, что конкурс объявлен, а там всего 16 фильмов. Обычно их больше 20, может быть, несколько фильмов еще просто недобрали. Может, в течение ближайших дней их объявят, я не знаю, но думаю, нам уже надеяться не на что, хватит и так, но 16 фильмов – это мало. Может, Каннский фестиваль как-то меняет свой формат. В общем, короче говоря, из людей, на которых стоит обратить внимание, из будущих и теперешних соперников Никиты Михалкова и Сергея Лозницы.. Я полагаю, что победа любого из них нас наполнит радостью.
"Вести ФМ": Или обоих
Долин: Ну, это было бы вообще совсем фантастическим раскладом, хотя кто знает, кто знает. Так вот, собственно, наверное, самые именитые их соперники – это Аббас Киаростами и Майк Ли. Почему? Это два человека, два режиссера, которые уже получали золотую пальмовую ветвь в Каннах. Но, правда, второй раз не так часто ее дают, но бывает и такое. Майк Ли – это британский режиссер, социальный критический реалист, я бы сказал. Фильм его называется "Еще один год", о чем он, я не знаю, но все фильмы будут на мировых премьерах. Аббаск Киаростами – иранский режиссер, который, впрочем, часто снимает совершенно не в Иране, его не очень-то на родине по понятным политическим причинам любят, хотя он снимает не про политику. Его фильм – "Цвет черешни", или "Цвет вишни" под другим переводом, когда-то получал Золотую ветвь в Каннах. Новый его фильм, как я понимаю, сделан в Европе, и главную роль там играет Жульет Бинош, тоже довольно необычный сплав.
Полностью комментарий Антона Долина относительно программы Каннского Фестиваля слушайте в аудиофайле