Сегодня во всем мире взрослые думают над тем, как оградить детей от любых бед и неприятностей Сегодня – Международный день защиты детей. Важнейший элемент решения этой задачи – родительское воспитание. Бить или не бить, – этому вопросу, наверное, столько же лет, сколько и самому человечеству. А споры продолжаются до сих пор.
- Я вам предлагаю построить всем вместе домик втроем. Один на троих (педагог-психолог реабилитационного центра общается с детьми).
- Можно?
- А это как?
- Давайте покажу.
В этом реабилитационном центре помогают тем, кто уже столкнулся с несправедливостью: пострадал в школьном конфликте или испытал на себе тяжелую руку самых близких, родителей. Через игры из детей буквально вытягивают детали, с чего всё началось.
Так и появляются детские рисунки-монстры, где самые близкие вроде бы люди предстают злодеями. Как, например, четырехрукая и явно недобрая мать с маленькой головой. Или как опекуны – дядя и тетя, – которые вооружились против ребенка длинными ножами. "Родители, начиная бить, применять к детям физические какие-то наказания, – никто из них не планирует доводить дело до крайности. И когда их спрашиваешь, многие родители говорят, что вот когда я первый раз дал подзатыльник, я, конечно, не планировал, что меня привлекут по статье за жестокое обращение", – рассказывает Лейла Соколова, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения ''Озон''.
И, действительно, разве можно считать истязанием назидательный подзатыльник или шлепок по мягкому месту ремнем. "Мы ему сами предлагаем себе наказание. Вот как ты считаешь, ты виноват? Он – да, я виноват. Тогда мы берем, ну, например, можем взять ремень. Сколько? Один? – Один, да. Вот так вот", – делится опытом мама Татьяна Борякина.
Но противники "ременной" передачи воспитания основывают свои убеждения на официальной науке, психологии, которая рассматривает ребенка как самостоятельную полноценную личность, обладающую чувством собственного достоинства. "Что допустимо, что недопустимо? Если пытаться считать количество ударов, их силу, толщину палки, громкость крика, то это тупик. Эта граница проходит в душе ребенка. Если какие-то меры воздействия вызывают негативную, устойчивую негативную реакцию ребенка, нарушают его развитие, то эти меры абсолютно недопустимы", – указывает Евгений Цымбал, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения ''Озон''
"Достаточно наивно рассуждать на тему, можно ли шлепать ребенка или нельзя, ставить ли в угол или нельзя. Здесь надо понять, что каждая семья, каждый родитель определяет формы и методы воспитания своего ребенка. Вмешательство допустимо только в тех случаях, когда жизни ребенка, его здоровью угрожает реальная опасность", – уверен Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка.
Впрочем даже специалисты-педагоги допускают применение к провинившимся детям некоторых мер наказания. "Это всё индивидуально. Некоторым это помогает. Кто-то говорит: вот я поставил своего в угол и он перестал, допустим, со мной огрызаться и понял, что мне это неприятно. Кому-то это срабатывает. А кто-то говорит, что я вот хочу только гуманные способы и никакого физического насилия", – поясняет Наталья Разумная, психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков ''Перекресток''.
Ну, а если ребенок вдруг не хочет идти домой, и он не может объяснить почему, психологи советуют бить тревогу. Для родителей это верный признак: в воспитательной методике нужно что-то радикально менять. И хотя бы для начала вспомнить, когда в последний раз читали сыну сказку на ночь. Или обсуждали с дочкой, как прошел у нее день. Когда вообще доверительно разговаривали с ребенком, как с другом. Когда возились с ними в песочнице. Ведь общение – это то, что кажется таким простым. Но о чем многие родители из-за своей занятости уже позабыли.