Обводнение торфяников. Не всё станет болотами

Новое слово в мелиорации, как оказалось, – давно забытое старое. В нескольких районах Подмосковья, наиболее пострадавших этим летом от лесных пожаров, началось обводнение торфяников. Именно тех, которые осушили в 70-х и 80-х.

Новое слово в мелиорации, как оказалось, – давно забытое старое. В нескольких районах Подмосковья, наиболее пострадавших этим летом от лесных пожаров, началось обводнение торфяников. Именно тех, которые осушили в 70-х и 80-х. В общей сложности предстоит опутать водными каналами около полутора тысяч гектаров подмосковных лесов. Однако уровень затопления будет не произвольным. Как собираются регулировать вязкость болот?

Показания термометра уже близятся к нулю, а торфяники в Подмосковье продолжают тлеть. Недалеко от деревни Васютино пожарные проливают целый массив.

"Горячее" лето 2010-го показало: бороться с торфяными пожарами таким способом малоэффективно. Единственное, как сегодня считают, верное решение – это поднять уровень воды и затопить торфяной слой. Поэтому по всему Павлово-Посадскому району уже вырыли специальные каналы. И уже они будут обводнять торфяники. Точно такие же мелиоративные системы создают в Шатуре, Луховицах и Орехово-Зуеве.

Этот новый резервный водоем вмещает примерно 10 тысяч кубометров воды. Она будет поступать сюда из канала, который сюда уже практически подвели. Плюс ко всему – рядом поставят гидротехнические сооружения, насосную станцию. И уже буквально через несколько дней уровень воды поднимется до четырех метров.

"Это место для забора воды, здесь ставится насосная станция, которая будет брать воду и передавать в этот канал", – рассказывает генеральный директор фирмы-подрядчика.

Строители показывают так называемые польдеры. Это когда водоемы связывают между собой. И уже от них – как кровь по капиллярам – в торфяники идет вода.

Этот тот случай, когда все новое – хорошо забытое старое. Ведь еще в советское время такая система мелиорации существовала. В первое время её использовали и для осушения торфяников, и для их затопления: когда добыча торфа на участке прекращалась. Но потом от болот решили вовсе избавиться:

"Тысячи гектаров плодородной земли отняли болота в одном только Талдомском районе Подмосковья. Здесь ведет большие работы специальная машинная мелиоративная станция".

Спустя десятилетия точно такая же техника пытается вернуть воду в болота. Сделать это непросто. Чертежи почти не сохранились. Приходится проектировать заново. Те каналы, которые остались, заросли и осыпались.

"В 70-80-е годы здесь была система мелиоративных каналов протяженностью 150 километров", – рассказывают в администрации сельского поселения Верейское.

- Куда делась?

- Соответственно, перестали следить за каналами.

На этой неделе завершается первый – экстренный – этап работ по обводнению торфяников. Подмосковные власти определили жесткие сроки: за три года затопить и заболотить более 130 тысяч гектаров.

"Будет создана эксплуатационная служба, которая будет регулировать уровень воды, и возгораний, таких, как были в этом году, не будет", – пообещали в Государственном административно-техническом надзоре Московской области.

Именно "регулировать", а не затапливать всё подряд, добавляют ученые: почве, которую уничтожил огонь, лишняя влага может навредить не меньше.

"Песчаные массивы, которые образовались после пожара, где преобладают пирогенные образования, то есть слой золы на чистом песке – эти территории не будут гореть, их затапливать не следует, на ближайшую перспективу надо выработать систему рекультивационных мероприятий, которые смогут вернуть плодородие территориям", – объясняет профессор кафедры физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Феликс Зайдельман.

Тем временем, рядом с деревней Васютино, где почти 13 тысяч дачных участков, строители закончили так называемую обваловку: 274 гектара леса, стоящего на торфе, окружили широкими рвами, которые уже заполнили водой. Местные жители теперь уверены: даже если в лесу начнется пожар, огонь до них не доберется. И по-прежнему щедро посыпают грядки торфом. Ведь это не только идеальное топливо, но и удобрение.