Профсоюзы Бахрейна готовятся ко всеобщей забастовке. Тысячи работников присоединятся к демонстрантам на Жемчужной площади в столице страны – Манаме. Чтобы не допустить беспорядков, власти пошли протестующим на уступки. По приказу принца Салмана аль Халифы военные и полицейские покинули главную арену манифестаций. Сегодня оппозиция представит полный перечень своих требований. Политическое руководство уже заявило, что настроено на диалог.
Жемчужная площадь вновь превратилась в лагерь оппозиции. Около 40 тысяч человек разбили палатки и приготовились стоять до конца. На стихийных митингах лидеры оппозиции напоминают об успехе демонстрантов в Тунисе и Египте и о сверхзадаче, которая стоит перед их сторонниками – подать пример всему Ближнему Востоку.
"На вас смотрит весь мир. Тунис, площадь Тахрир, а теперь Жемчужная площадь. Вы создадите новую модель, новую школу мирных протестов и представления своих требований", – говорит лидер оппозиционного движения "Аль-Вифак" шейх Али Салман.
Демонстранты вновь чувствуют уверенность – накануне власти пошли на попятную, уступив требованию оппозиции освободить центр города. Военные спешно покинули площадь по приказу принца Салмана аль Халифы – он сейчас выполняет роль посредника между властями и протестующими. Сегодня оппозиция должна представить принцу перечень своих требований – наследник заявляет, что настроен на диалог
"Я благодарю всех, кто помогает обеспечивать порядок и безопасность в нашей стране. Необходимо, чтобы все мы объединились – и начали решать существующие проблемы вместе", – говорит наследный принц Салман бин Хамад аль-Халифа.
Требования оппозиции, впрочем, вряд ли станут сюрпризом. Основное – отставка премьер-министра шейха Халифы аль-Халифы, который приходится дядей королю Бахрейна и возглавляет правительство уже 40 лет.
"Мы рады, что смогли добиться возможности высказать свои нужды и требования. Нужно сменить правительство Бахрейна. Я имею в виду его высочество премьер-министра", – говорит участница протестов.
Далее – освобождение политзаключенных, борьба с коррупцией, предоставление больших прав шиитскому большинству, причем соответствующие изменения должны быть внесены в конституцию.
По какому сценарию будет развиваться противостояние в Бахрейне – сказать сейчас не может никто.
По мнению бывшего посла Соединенного Королевства в Бахрейне Харольда Уокера, ночное затишье на площади не стоит расценивать как уступку властей. По словам дипломата, внутри силовых структур Бахрейна произошел тот же раскол, что и внутри всего населения. Ядро спецназа и полиции составляют наемники-сунниты из других стран, армия же представляет местное шиитское большинство. Властям приходится балансировать между теми и другими.
Демонстранты на Жемчужной площади говорят, что уже ничего не боятся. На площади вместо военных остались полицейские, готовые дать митингующим жесткий отпор. По словам медиков, за минувшие сутки в госпитали было доставлено около 80-ти человек, пострадавших от резиновых пуль и отравленных слезоточивым газом.
По мнению экспертов, следующей болевой точкой Ближнего Востока может стать соседняя Саудовская Аравия – крупнейший экспортер нефти, где шииты тоже требуют политических свобод. В этом случае волнения на Ближнем Востоке могут дорого обойтись Западу.