Ситуация в Египте, похоже, развивается по тунисскому сценарию. По стране прокатилась волна массовых демонстраций. Главный лозунг один - отставка президента и правительства. В стражей порядка полетели камни. В ответ полицейские применили слезоточивый газ и водометы. Есть жертвы. Насколько вероятна смена власти в Египте, и есть ли сила, способная эту власть принять и удержать? Об этом Вестям.Ru рассказал директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"Мубарак, безусловно, уйдет, - начал эксперт. - По той простой причине, что ему сильно за 80. Когда-нибудь он уйдет - или в мир иной, или со своего поста. Пока что никаких идей по поводу официальной передачи власти нет. А взять власть в Египте могут только силовики, спецслужбы. Ни о каких светских группах говорить не приходится".
У Мубарака нет вице-президента, напомнил Сатановский. Нынешний президент Египта был вице-президентом у Садата, поэтому после его гибели стал президентом. А Садат был вице-президентом у Насера, и поэтому стал президентом после его смерти. Мубарак пресек эту линию.
"Идея Мубарака - демократическая монархия, передача власти сыну. Как это распространено в арабском мире, - продолжает политолог. – Но задумка сорвалась. Египтяне не готовы принимать сына Мубарака, который не отличается ни популярностью, ни сколько-нибудь серьезным умением управлять чем бы то ни было. На детях правителей природа отдыхает – как всегда".
По мнению Евгения Сатановского, ситуация очень опасная. Если волнения в Египте снесут правительство – а это когда-нибудь произойдет – опрокинется баланс сдержек и противовесов в арабском мире. И все придется восстанавливать в течение десятилетий.
"Тем более, есть Судан, который сейчас вот-вот распадется де-факто, - отмечает эксперт. - Де-юре он уже распался - Южный Судан проголосовал за независимость. Как только он де-факто отделится, произойдет резкая исламизация Северного Судана. А далее очень вероятна внешняя экспансия Египта в сторону Судана. Если возникает такого рода новый исламский халифат, ситуация просто покатится, как снежный ком".
В данном случае следует учитывать масштабы: Египет – это же не Тунис. Это колоссальная по своим масштабам и влиянию в арабском мире страна, подчеркивает Сатановский. Других серьезных центров не осталось. Ирак разгромлен окончательно и бесповоротно, Аравийский полуостров в руках геронтократии.
Если же вернуться непосредственно к Египту и к реальной перспективе перехода власти там в руки спецслужб, то следует, по мнению политолога, отметить, что спецслужбы никогда никому не хотят отдавать власть. Силовики, армия, спецслужбы для арабского мира - главные поставщики управляющих кадров, утверждает Сатановский. За исключением разве что некоторых монархий.
"Да и то, в Иордании король - бывший глава коммандос. Его отец командовал военно-воздушными силами, - конкретизирует эксперт. - В Иордании очень жесткая военизированная монархия, и поэтому она еще держится на своем месте. В Сирии клан Асадов пришел к власти, потому что Асад был главой ВВС и соответственно главнокомандующим. Потом он передал власть сыну. В Египте, начиная с Гамаля Абдель Насера, страной правят военные. Мубарак – военный летчик. В Алжире – военная хунта".
"В огромном количестве стран арабского мира армия и спецслужбы являются основой политики. Но как только они перестают быть главными, на первый план выходят исламисты. Умеренные, как в Турции, или неумеренные, как в Иране. И лучше ли это? Не уверен. Теократия - вещь на Ближнем Востоке тяжелая. Ближний Восток переживает пору революционных потрясений в религии. Вроде религиозных войн в Европе 15-16 веков. Отсюда все проблемы - в том числе терроризм", - заключил Евгений Сатановский.