Тема:

Дело Анны Шавенковой 9 лет назад

Анна Шавенкова родит себе новое "смягчающее обстоятельство"

Анна Шавенкова решила представить суду новые "смягчающие обстоятельства". Она снова ждет ребенка. С комментариями для "Вестей ФМ" - доцент кафедры уголовного правосудия юридического факультета МГУ Станислав Романов.

Анна Шавенкова решила представить суду новые "смягчающие обстоятельства". Она снова ждет ребенка. Дочь бывшей главы Иркутского областного избиркома сбила в конце 2009 года двух женщин на тротуаре. По итогам психиатрической экспертизы она была признана вменяемой. Адвокат потерпевших Виктор Григоров сообщил, что Шавенкова снова ждет ребенка. Ранее суд решил отсрочить исполнение наказаний именно потому, что у Шавенковой родился сын. С комментариями для "Вестей ФМ" - доцент кафедры уголовного правосудия юридического факультета МГУ Станислав Романов.

"Вести ФМ": Станислав Владимирович, здравствуйте!

Романов: Здравствуйте!

"Вести ФМ": Получается, что таким образом Шавенкова может на неопределенный срок отсрочить исполнение приговора?

Романов: Ну, не совсем. В любом случае на момент вынесения приговора у нее уже один ребенок был, соответственно, исполнение приговора реально отстрочено до того, как этому ребенку исполнится 14 лет. И здесь, собственно, возможны две ситуации: либо через 14 лет суд возвращается к этому делу, либо по ходатайству самой осужденной он к этому вопросу вернется раньше, когда истечет тот срок наказания, который ей был назначен и отсрочен. Она может прийти в суд, сказать, что прошло уже столько-то времени, что она своим поведением показала, что у неё нет никаких признаков преступного поведения, поэтому она просит уже сейчас с неё это наказание снять. Это закон тоже позволяет сделать.

"Вести ФМ": Но все-таки потерпевшие требуют более жесткого наказания. Насколько их требования законны? И могут ли они рассчитывать на то, что их требования тоже будут учтены и выполнены?

Романов: Ну, здесь это зависит от того, собственно, вступил ли уже приговор в законную силу.

"Вести ФМ": Нет. Там новое судебное разбирательство сейчас.

Романов: Ну, в принципе, как мне представляется, суд, когда выносил первоначальный приговор, он действовал в соответствии с уголовным законом, поскольку применение отсрочки - это ведь право суда. Но его применение или неприменение должно быть мотивировано. Если потерпевшие полагают, что в данном случае отсрочку применять не следовало бы, то они могут изложить суду соответствующие обстоятельства и суд примет решение. А чем уж он будет руководствоваться, ну, это вопрос внутреннего убеждения суда, который с этим делом плотно работал и знаком со всеми его материалами.

"Вести ФМ": В Госдуме, возможно, в ближайшее время будет рассмотрен законопроект, который лишит суды права давать сторонам достигнуть мирового соглашения в случаях, когда произошла дорожная авария и в ней погибли люди. То есть сейчас это на усмотрение суда - дать возможность сторонам примириться до вынесения судебного решения или не давать такой возможности. Депутаты говорят, что такой возможности быть не должно. Если погиб человек, обязательно будет суд и приговор. Как вы считаете, это правильно?

Романов: На самом деле вопрос скорее не правовой, а оценочный. Я встречался в практике со случаями, когда такие примирения достигались. Из материалов дела весьма сложно понять, каким образом люди смогли примириться. Мне представляется, что с технической точки зрения, это просто сделать. Там просто нужно немножко увеличить наказание за это преступление, тогда оно выйдет из перечня тех составов, по которым возможно прекращение дела за примирением сторон. То есть фактически речь идет о том, чтобы мы усилили наказание за это преступление.

Полностью интервью с Станиславом Романовым слушайте в аудиофайле.