Тема:

Мавзолей без Ленина 4 года назад

Ленин вновь стал "красной тряпкой" для единороссов


ТАСС

В преддверии годовщины смерти Владимира Ленина в очередной раз возникла дискуссия о том, убирать его тело из Мавзолея или нет. Предложение поступило от единороссов, которые говорят, что нужно уже похоронить Ленина, а в Мавзолее на Красной площади сделать музей.

В преддверии годовщины смерти Владимира Ленина в очередной раз возникла дискуссия о том, убирать его тело из Мавзолея или нет. Предложение поступило от единороссов, которые говорят, что нужно уже похоронить Ленина, а в Мавзолее на Красной площади сделать музей. Дискуссия экспертов по этому поводу не заставила себя ждать. Корреспондент "Вести ФМ" Инесса Алексеева выслушала мнения.

Этому спору уже больше 20 лет. Вопрос возможности выноса тела Ленина из Мавзолея два года тому назад обсуждался в стенах Госдумы. В памяти остались слова министр культуры Авдеева о том, что "у него язык не поворачивается назвать это объектом культурного наследия". Однако в ходе дискуссии стало понятно - для многих людей в нашей стране Мавзолей и Ленин в нем - это нечто большее, некий символ. В итоге, вопрос оставили открытым. И вот "новая" инициатива, теперь уже выдвинутая единороссом Владимиром Мединским. По его словам, тело вождя мирового пролетариата необходимо убрать, и немедленно. Ленин - фигура предельно спорная. Наличие ее в некрополе в центре страны, по словам депутата, - крайняя нелепость.
В эфире "Вестей ФМ" Владимир Мединский высказывался образно.

"Это как фурункул на лице. Можно, конечно, с ним жить долго, но это некрасиво. Проще его выдавить. Немного болезненно, но после этого о нем не думаешь и живешь нормально. Уже думаешь о завтрашнем дне. Об истории думаешь как об истории. Пусть ею занимаются историки, ученые, архивисты. Изучают плюсы деятельности Ленина, минусы, но не надо устраивать из этого фетиш, объект поклонения. А Мавзолей пусть останется, например, можно сделать там музей Октябрьской революции или филиал Музея истории России начала XX века. Пусть туда ходят туристы", - считает единоросс.

Идею с созданием музея на Красной площади поддержал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов. Однако, по его словам, болезненный вопрос о захоронении тела Ленина форсировать нельзя, он нуждается в общественной дискуссии. Музей мавзолея мог бы стать альтернативой.

"Я думаю, что это вполне возможный вариант, когда придается Мавзолею статус Музея мавзолея, и никого выносить не надо. Потому что у нас, например, на Красной площади стоит Храм Василия Блаженного. От того, что он имеет статус музея, что, надо снимать кресты, надо выносить иконы?", - замечает Федотов.

Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин же считает, что тело Ленина нужно убирать. Стране нужна политика десоветизации, думает он. А на месте Мавзолея он предложил сделать мемориал жертвам коммунизма.

"Считаю, что Мавзолей нужно оставить. В Мавзолее предлагаю сделать мемориал жертвам коммунистического режима. Можно это как-то композиционно выполнить, архитекторы должны подумать, как это сделать, но нельзя ограничиться только одним телом Ленина", - говорит Митрохин.

Профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев назвал идею с Мавзолеем и выносом тела "зондажем общественного мнения". Решение должна принимать не та или иная группа людей, тем более не Церковь, а высшее руководство страны, считает Кураев. Сам отец Андрей был бы рад, проходя по главной площади страны, не вспоминать о том, кто "начал разрушение его родины", однако он против сноса самого здания Мавзолея.

"Здание есть, и оно достаточно хорошо вписано с архитектурной точки зрения, а вот как его использовать - нужно думать. Ведь это совсем не обязательно, чтобы там был бы музей, связанный с событиями эпохи Октябрьской революции. Можно же какую-нибудь добрую выставку поместить", - говорит Кураев.

Коммунисты, как того и стоило ожидать, идею восприняли в штыки, назвав ее "провокацией и политиканством". Вот что заявил "Вести ФМ" секретарь ЦК КПРФ по международным вопросам, первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников: "Не получилось справа пнуть Ленина и вообще закрыть Мавзолей и перезахоронить, теперь заходят с другой стороны и пытаются сделать там музей. Неужели у страны других проблем нет? Это неправильно".

Политолог Александр Ципко, кстати, один из инициаторов идеи перезахоронения тела Ленина, которую он озвучивал еще 20 лет назад, считает, что именно сейчас этого делать нельзя ни в коем случае. Любые перемены символов воспринимаются людьми как имитация перемен.

"Вместо того, чтобы построить дороги, кончить проблему ветхого жилья, решить эту безумную проблему с образованием, вместо того, чтобы заняться делом, вы занимаетесь псевдопроблемами. И вы, сами того не желая, возбуждаете недовольство у народа. И мне кажется, что в контексте нынешней ситуации такого рода политические акции, затрагивающие к тому же чувства людей, - это работа на КПРФ, это работа на оппозицию, это работа на раскол общества. В данном случае это опасная политическая затея", - поясняет ЦИпко.

Похоже, что дискуссия продолжится и после очередной годовщины кончины коммунистического вождя 21 января.