Юрий Любимов поставил спектакль-элегию "Маска и душа"

В театре на Таганке отпраздновали день рождения. По традиции лучший подарок – премьера. Юрий Петрович Любимов поставил спектакль-элегию "Маска и душа". Зрители перед началом действа встретили Мастера овациями.

В театре на Таганке отпраздновали день рождения. По традиции лучший подарок – премьера. Юрий Петрович Любимов поставил спектакль-элегию "Маска и душа". Зрители перед началом действа встретили Мастера овациями.

В зале, сидя на своем режиссерском месте, Любимов похож на дирижера. Или композитора, который сочиняет на глазах у зрителя свою изощренную интеллектуальную театральную партитуру.

"Вот какой-то господин вышел странный и спрашивает меня, он в летах 60, не меньше. Так довольно резко говорит: "А кто все это выдумывает?" Я не понял, то ли ему все это не понравилось, он очень строго. Я говорю: "Извините, это я все выдумываю". Это такая профессия у режиссера", – рассказывает Юрий Любимов.

Спектакль "Маска и душа" – это странствие по мирам чеховских героев. Путешествие самого Чехова сквозь пространство и время и дальше – в вечность. Попутчиками автора здесь становятся современники и потомки писателя: Бунин, Горький, Шаляпин и даже Сталин.

Негромкому Чехову вторит раскатистый бас Шаляпина. Виртуозные дивертисменты композитора Владимира Мартынова соседствуют с ритмически выстроенной актерской декламацией. Контрапунктом врывается хор, отсылающий напрямую к греческой трагедии, и тут же – к пасхальному православному канону. Действо то взмывает в поднебесье, когда на сцене появляется байроновский Каин, то падает с небес на землю: чеховские персонажи возвращаются к неприглядной российской жизни.

Чехов-доктор и Любимов-режиссер ставят диагноз обществу. Задают вопрос человеку: сохранилась ли в нем душа за масками обыденности. Юрий Петрович размышляет о жизни, театре и о себе. Трагическая судьба художника – еще один идейный лейтмотив спектакля. И не случайно.

Не так давно Юрий Любимов подал в отставку: хотел реорганизовать свой театр, но столкнулся с сопротивлением труппы.

"Мне надоело. Тут нельзя ничего сделать. То они бюллетень берут. То они разбегаются халтурить. Это невозможно. Это каторга. Это не работа – это каторга!" – возмущается режиссер.

Юрий Петрович рассказывает, что остаться на посту художественного руководителя театра на Таганке его уговорил премьер Владимир Путин, попросил Мастера еще поработать. И Мастер выпускает премьеру. При этом ситуация до сих пор не разрешена. Любимов по-прежнему чужой среди своих – в собственном театре!

"Когда я подал в отставку, ни один актер ко мне не подошел. Ни один! Такой же текст у Гоголя: "Ну все ругают, все ругают… Ну хоть бы один?!" – это гоголевский текст" – проводит аналогию Любимов.

Горькое признание режиссера в том, что ему легче работать с западными актерами, чем со своими, не удивляет. Можно долго говорить о пользе реформ, но оставаться в болоте инерции. Именно об этом спектакль "Маска и душа". Неизжитый рабский советский менталитет вкупе с новорусским хамством – сила куда более слепая и мощная, нежели стоическая и всегда одинокая воля художника. Что имеем – не бережем, а потеряем – плачем.