Что нужно сделать для эффективной борьбы с наркоманией, как остановить распространение запрещенных веществ в молодежной среде? Об этом говорили на заседании президиума Госсовета в Иркутске. Дмитрий Медведев поддержал идею тестирования школьников и предложил подумать об ужесточении уставов вузов.
Расписанный по минутам график президента может поменять только сам президент, что Дмитрий Медведев и сделал, незапланированно остановившись в одном из дворов Иркутска. Накануне глава государства обещал, что периодически сам будет инспектировать состояние придомовых территорий в регионах.
- Убирал кто-нибудь сегодня? – спросил президент.
- Нет.
- Нет? Вот справедливый и честный ответ: не убирали.
Такое же спонтанное общение произошло с жителями города.
- Когда закончится реформа образования?
- Будем все делать обдуманно. Никто не собирается разваливать систему, бессмысленные эксперименты делать.
Нововведение, которое не относится к образовательной реформе, но с которым уже столкнулись многие школы – тестирование старшеклассников на употребление наркотиков. Пробные тесты прошли в нескольких регионах, но федерального закона или распоряжения по этой теме нет.
"По этой проблеме пора принимать решение. И решение это не может быть калужским и рязанским, не может быть иркутским. Оно должно быть принято на уровне федерального законодательства. Иначе мы поставим все школы в неравное положение. И вот это как раз будет худшим вариантом развития событий", – заявил Дмитрий Медведев.
Именно в школьном возрасте все чаще первый раз пробуют наркотики. Нижняя возрастная планка, по оценкам экспертов, опустилась до 11-12 лет. Всего же из официально зарегистрированных в России наркозависимых в 2,5 миллиона человек 70 процентов – это молодежь до 30 лет.
"Практически сплошное тестирование. Ситуация, когда не тестироваться становится неудобным, – отмечает президент. – Мы должны простимулировать наши субъекты федерации".
Решение проводить тест или нет – останется за родителями. Большинство, как показывает практика, не против.
"Сегодня нет большого вала протестов, отказов от прохождения тестирования, потому что в большинстве регионов они проводятся добровольно. Во-вторых, потому что нет реальных негативных последствий от выявления наркозависимости. Нужно менять законодательство, но если его менять, нужно принимать решение о последствиях, то есть как реагировать на выявление заболевания", – добавляет Александр Коновалов, министр юстиции РФ.
Как реагировать на факт обнаружения наркозависимости? Этот вопрос особенно сложен в вузах. Ведь студенты в основном люди совершеннолетние. Президент предложил включить в устав государственных институтов и университетов тезис о несовместимости статуса студента и употребления наркотиков с соответствующими последствиями вплоть до отчисления. Усилить контроль рекомендовано и работодателям: тестирование как пункт трудового договора при принятии на работу. Вскоре может быть ужесточена и ответственность руководителей развлекательных заведений. Именно в ночных клубах и на дискотеках чаще всего распространяют наркотики.
"Если надзорные органы фиксируют неоднократное появление лиц в состоянии наркотического опьянения в клубах и на дискотеках, составляется соответствующий акт. И когда возникает повторность, то приостанавливается деятельность этих юридических лиц", – говорит Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю
"Я полностью поддерживаю эту идею. Речь не должна идти об однократном присутствии, иначе так можно перезакрывать все эти заведения. Они будут не виноваты в том, что к ним кто-то приперся в таком состоянии. Речь идет о более сложной процедуре, которую необходимо разработать. Но если налицо ситуация, когда заведение, по сути, используется для потребления наркотиков, превращаясь в притон, ставить вопрос об административной ответственности учредителей, руководителей этого заведения, в каких-то ситуациях – и об уголовной ответственности. Но самое главное – ставить вопрос о прекращении деятельности соответствующего учреждения можно и должно", – считает глава государства.
Тенденция последних лет: о наркотиках узнают из Интернета, там же их заказывают или учатся изготавливать. Подобных сайтов тысячи. На этот счет силовые структуры получили распоряжение президента.
"Несмотря на то, что я всегда выступал и выступаю за свободу Интернета, в случаях, когда речь идет о явном нарушении закона, у провайдера есть все возможности для того, чтобы прекращать деятельность этих сайтов. Нам скажут: и черт с ним, он прекратит, а на зеркальном сайте еще появится, за границей появится. Это отговорки для ленивых. Надо закрывать. Понятно, что полностью заразу трудно истребить, но нужно действовать, иначе все это будет разрастаться и разрастаться – как приготовление взрывчатки, так и изготовление наркотиков", – говорит президент России.
Впрочем, только репрессивные меры не помогут. Дмитрий Медведев одобрил идею альтернативной меры наказания для наркоманов, совершивших нетяжкие преступления. Вместо тюрьмы – принудительное лечение. Это мировая, причем эффективная практика.
Ключевое значение и у центров реабилитации наркозависимых. Одно из таких учреждений в Иркутске посетил президент. Основная нагрузка здесь ложится на общественные организации, которые, как заявил Дмитрий Медведев, нужно всячески поддерживать. Ведь положительные результаты борьбы с наркоманией возможны только тогда, когда ее ведет и государство, и общество.