В России вскоре может появиться высокоскоростная магистраль (ВСМ), по которой поезда будут "летать" со скоростью свыше 300 км/час. По крайней мере, проект по созданию новой выделенной высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург предусмотрен в рамках "Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года".
Европейцы: до 250 км/час – это не скорость
Сейчас компания РЖД изучает опыт зарубежных коллег по организации ВСМ. В частности, европейского лидера – Франции. Поезд французской компании Alstom в 2007 году установил рекорд скорости, разогнавшись до 574,8 км/час. В среднем же региональные высокоскоростные поезда в Европе развивают скорость 260-300 км/час. Те поезда, которые разгоняются с большей скоростью, считаются сверхскоростными. Примечательно, что в них, как в самолетах, есть бортовые самописцы – "черные ящики".
Для сравнения: наши "Сапсаны" на испытаниях показали свой максимум – 289 км/час, в среднем же их скорость на участке от Москвы до Петербурга 190 км/час, а на трассе Москва – Нижний Новгород и того меньше. По европейским меркам это, конечно, не скорость. Но и ходят наши "Сапсаны" не по специальной выделенной магистрали и к тому же – рядом с населенными пунктами, что создает опасность и для людей (которые перебегают пути, не рассчитав скорость движения поезда), и для животных. Например, беда "Сапсанов" на петербургском направлении – лоси, которые часто выходят на железнодорожные пути и гибнут под колесами поездов.
По особой колее, не провоцируя коз и самоубийц
Представители Французских железных дорог (SNCF) говорят, что им было проще организовывать ВСМ: выделенные магистрали проходят вдали от населенных пунктов, в обход городов. Если же приходится решать вопросы с теми, кто имеет в собственности земли, по которым должна пройти ВСМ, то занимается этим вопросом непосредственно государство. "Это – не наша проблема", – говорят в SNCF.
Безопасность высокоскоростных магистралей – тема особая. На всех участках, где поезда набирают скорость от 300 км/час, стоят специальные сетки высотой 2 метра. А на некоторых участках поезда идут под землей, по тоннелям.
Конечно, и во Франции животные (особенно козы) часто забредают на пути. Вскоре после того, как 30 лет назад поезда Франции стали ездить со скоростью выше 260 км/час, для перегона животных построили специальные тоннели. Помогли снизить количество несчастных случаев и двухметровые сетки вдоль некоторых участков путей.
Они же останавливают тех, кто случайно захочет перебежать пути перед поездом, "летящим" на сверхскорости. Общая беда всех стран – самоубийцы, которые решают покончить с жизнью, бросаясь под колеса поезда, и автомобилисты, которые торопятся проскочить переезд, невзирая на закрытый шлагбаум.
По данным SNCF, во Франции в среднем на железных дорогах (вне зависимости от того, скоростной это поезд, или обычный) гибнет 2 человека в день. В России, по данным РЖД, 6-7 человек.
Бывает, что причиной ЧП становятся сложные погодные условия, а в апреле произошел нетипичный для Франции случай: злоумышленники похитили провода.
Однако если ЧП все-таки произойдет, в поездах предусмотрено все, чтобы максимально быстро привести их в порядок. В частности, все ремонтные работы могут быть выполнены с крыши. Такая технология, в частности, предусмотрена и в новом поезде Coradia. Он построен для регионов Франции, но вскоре будет готов покорять и другие страны.
Coradia может добраться до России
По крайней мере, в Alstom на это очень надеются. На днях состоялась презентация этого поезда на одном из заводов компании под Страсбургом. Французы говорят, что каждый поезд они приспосабливают для нужд и условий заказчика. В них может быть разное количество вагонов, разные специальные зоны: детские, vip, вагоны-офисы. Возможно и разное количество мест в вагоне, и дизайн самого поезда. Кроме того, он может быть электрическим или дизельным.
Специалисты SNCF ответили на вопрос корреспондента Вестей.Ru, каким они видят поезд для России. По их мнению, это, прежде всего, должен быть электрический поезд, приспособленный для наших высоких платформ (чтобы было проще людям в инвалидных колясках). Также, по их мнению, он должен состоять минимум из 8 вагонов и быть приспособлен к суровым погодным условиям. Больше простора и для фантазиии дизайнеров, поскольку наши поезда шире европейских (благодаря более широкой колее).
Любой каприз за ваши деньги
На состоявшемся недавно в Санкт-Петербурге экономическом форуме Alstom презентовала свои скоростные трамваи. К ним есть интерес и у Северной столицы, и у Москвы. Директор по дизайну и стайлингу компании Alstom Ксавье Аллар говорит, что если они получат заказ на трамваи для Санкт-Петербурга, то их дизайн в обязательном случае будет эксклюзивным – с учетом архитектурных особенностей города, наиболее приемлемых именно для этого города форм и цветов. Впрочем, "лица" трамваев для каждого города мира дизайнеры делают индивидуальными.
Однако не всегда "особые запросы" имеют смысл, говорят в SNCF. Бывают совершенно ненужные, излишние требования. Порой стремление к техническому совершенству делает проект неоправданно дорогим, а бывают даже анекдотичные ситуации.
Так, например, однажды был заказ на "ночной" поезд для туристов, в котором попросили сделать купе, как комнаты в хорошей гостинице. В том числе – с огромными ваннами. Но когда утром все пассажиры поезда проснулись и почти одновременно направились на омовение, поезд встал. Потому что ему не хватило электричества – и для продолжения движения, и для того, чтобы нагреть воду для всех пожелавших принять ванну.
Так что прежде, чем заказывать роскошь, стоит хорошенько подумать, говорят французские специалисты.