Тысячи нелегальных мигрантов из Туниса стремятся попасть в Европу любой ценой. Сотни молодых тунисцев готовы заплатить свыше тысячи евро за доставку нелегальным путем по морю до острова Лампедуза, расположенного в 138 километрах от побережья североафриканской республики. Оттуда они рассчитывают перебраться во Францию в поисках работы.
Для многих тунисцев путь в Европу начинается с лодочек. Но если для одних – это шанс начать новую жизнь, то для других – просто рискованная туристическая поездка. Старый Свет привлекает не только возможностью заработать. Молодёжью движет любопытство, желание посмотреть, как живут другие, жажда приключений и новых ощущений.
Итальянские власти специально выделяли Тунису деньги на борьбу с нелегалами. И долгое время подразделения Национальной гвардии сдерживали поток. Но молодёжь воспользовалась революцией, когда военным было не до охраны морских границ. И с середины января на итальянский берег перебрались 5 тысяч человек.
Зарзис – город портовый. Здесь очень много рыболовецких судов. Именно поэтому он является южным центром Туниса, откуда мигранты отправляются в Европу. Отсюда вечером в хорошую погоду видны огни итальянского острова Лампедуза.
Лучше всех маршруты кораблей знают портовые работники. "Это побережье Туниса. Мы вот здесь, в Зарзисе. Многие люди из этого региона уезжают во Францию. Да, через Лампедузу и материковую Италию, но во Францию, к родственникам. А вот жители северной и центральной части Туниса остаются работать в Италии, -рассказывает Фриа Мансур, управляющий портовым терминалом. – Ливия сейчас закрыта из-за столкновений. Да и проблема не в Ливии, а в приграничных с ней странах: Чад, Нигер, Судан. Люди бегут оттуда. Правда, добраться до Европы из Ливии очень трудно. Потому что из Туниса до Лампедузы – 24 часа на лодке, а из Ливии – 48 часов. И это очень опасно, особенно людям, которые не знают море".
Справедливости ради надо сказать, что есть и законный путь попасть в Европу. Правда, всего на сутки. Для граждан стран Северной Африки власти Италии придумали специальный документ. Одноразовая карточка стоит всего 4 евро и позволяет любому желающему находиться на территории страны с 8 утра до 8 вечера.
Впрочем, однодневный визит в Европу подходит не всем. Он не позволяет учиться или работать. Поэтому владельцы рыболовецких шхун имеют возможность хорошо зарабатывать на перевозке нелегалов.
Желающие пересечь морскую границу обычно собираются в кафе на центральной площади Зарзиса. Именно здесь организаторы пускают слух, когда в очередную лодку начинают набирать пассажиров. А дальше включается сарафанное радио.
"Лодку отправляют, только когда наберётся не менее 150 человек. Иначе невыгодно, – объясняет организатор Салим. – Если желающих поехать недостаточно, мы бросаем клич в соседние города – Бенгарден, Татуин и так далее. Мы все друг друга знаем, поэтому нужно просто сделать несколько звонков друзьям".
Такое путешествие в Европу – удовольствие не из дешевых. Выложить за него придется 1500 долларов. Правда, организаторы взяли на себя своеобразную социальную нагрузку, и для тех, кому ещё нет 20, делают скидку 50 процентов.
Али – всего 15. Но он уже в списке пассажиров на ближайший рейс. "Родители знают и они не против, – рассказывает юноша. – У моего кузена в Италии пиццерия. Пару лет поработаю у него официантом, накоплю немного денег и вернусь. Жить я хочу здесь".
Людей, которые собирают деньги, в шутку называют консулами. Они единственные, к кому приставлена охрана, ведь речь идёт о больших деньгах. Каждый нелегальный выход в море приносит организаторам до 200 тысяч долларов. Поэтому всё отработано до мелочей. Оплативших поездку сразу размещают в специальных убежищах, где они и ждут отплытия. "В этом доме могут находиться де-то от 80 до 100 человек, – показывает Усама Махат одно из убежищ. – Чем быстрее соберут необходимое количество, тем быстрее их отправляют к берегам Италии. Иногда это может занять два дня, иногда неделю".
Подобные перевалочные базы всегда расположены в тихом месте, далеко от дороги. Временных постояльцев просят не выходить на улицу, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание. Всем необходимым их обеспечивают прямо здесь.
Ради собственной безопасности организаторы этих нелегальных путешествий каждый раз меняют место дислокации. Это несложно, ведь таких домов десятки вдоль всего побережья. Местный мальчишка показал съемочной группе "Вестей", где он последний раз видел сбор будущих нелегалов.
Ещё утром в этом доме было много людей, которые хотят уехать в Европу. В доме повсюду валяются свежие окурки, пустые бутылки и даже подстилки. Дом небольшой и, видимо, кому-то пришлось спать прямо на улице. Интерьер очень аскетичный. В комнате кроме раковины, столика и пары стульев больше ничего нет.
К месту отплытия людей доставляют на грузовиках. Все пытаются залезть в машину первыми, прекрасно понимая, что ждать их никто не будет. А добраться до лодки самостоятельно они не смогут, так как откуда именно она будет отчаливать, кроме организаторов, никто заранее не знает. Понять их скрытность можно: если полиция поймает всех на месте преступления, то пассажиров продержат всего сутки, а например, капитан судна, может попасть в тюрьму на несколько лет.
С берега на корабль переправляются маленькими группами по 5-6 человек, поэтому весь процесс посадки растягивается минут на 40. Подойти поближе к ожидающим своей очереди на берегу невозможно, точнее, небезопасно. Вряд ли они обрадуются непрошеным гостям.
Нервное напряжение немного спадает, лишь когда корабль отчалит. Гордясь своим поступком, многие потом выкладывают в Интернет целые ролики о том, как они болтались в море около суток, ежеминутно рискуя собственной жизнью. Однако труднее всего приходится родным. Всё, что им остаётся, – это молиться, чтобы не испортилась погод,а и ждать весточки. Младший сын Мохаммеда убежал в Европу всего месяц назад, во время революции.
"Мы с женой очень переживали. Не спали, не ели, пока через сутки сын не позвонил уже из Лампедузы. И тогда самое трудное оказалось позади. Ведь после границы гораздо легче: Палермо, Рим, Генуя, Ницца, Марсель, Париж, Ренн. Сейчас он работает в кафе. Получает 500 евро в месяц. Для меня главное, что он доволен", – говорит Мохаммед Амусуф.
Какие у сына планы на будущее, Мохаммед точно не знает. Но очень надеется, что в Европе он получит образование – например, выучится на электрика (сейчас в Тунисе их не хватает). А потом обязательно вернется на Родину. Ведь здесь его ждёт большая семья. А там, по другую сторону моря, он навсегда останется чужим. Но удовлетворить все эти потребности законным путём невозможно. За последние 15 лет Европа сильно ужесточила правила въезда для граждан североафриканских стран. Из ста человек получить визу удаётся лишь двум-трём. Иногда ситуация доходит до абсурда.
Абдель Мажид вернулся на родину, проработав во Франции 40 лет, даже пенсию он получает из французской казны. Однако и он столкнулся с визовой проблемой. "Оба моих сына живут во Франции. Вот-вот родится внук. Мы с женой хотели их навестить. Собрали все необходимые документы, отвезли в посольство. А через несколько дней, без объяснения причины, получили печать "В визе отказано", – рассказывает Абдель Мажид Ауида.