Бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич заявил в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ), что защищал свой народ и свою страну.
"Я защищал свой народ, и я не убиваю ни мусульман как мусульман, ни хорватов как хорватов. Я не убиваю сейчас ни в Ливии, ни в Африке, я всего лишь защищал свою страну. Я хочу жить и дожить до свободы, потому что и так защищаю страну и народ. Я генерал Ратко Младич, и весь мир знает это", – заявил он судьям. Прямую трансляцию заседания вел сайт Вести.Ru и телеканал "Россия-24".
Младичу сообщили, что он может, если хочет, сразу же сообщить, признает ли он себя виновным в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях. Обвиняемый ответил, что не собирается отвечать на данный вопрос до тех пор, пока детально не ознакомится с предъявляемыми ему "несносными обвинениями".
Один из судей сообщил, что по правилам МТБЮ, обвиняемому можно предоставить не более 30 дней для изучения материалов дела и принятия решения о том, следует ли признавать себя виновным. В связи с этим следующее заседание суда назначено на 4 июля.
Младича обвиняют в преступлениях, совершенных в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине. Главным пунктом обвинения являются события в Сребренице в июле 1995 года. Тогда в этом мусульманском анклаве силами боснийских сербов были убиты около 8 тысяч человек. Оппоненты возражают: обнаружено две тысячи тел. Сам же генерал утверждает, что тогда он отдал приказ об эвакуации и гарантировал безопасность мирного населения, а кровь пролилась уже за его спиной. Сербы напоминают, что перед этим боснийцы вырезали почти две тысячи сербов в селах вокруг Сребреницы. Убивали их большими ножами – "серборезами", как прозвали их боснийские боевики.
Бывший боснийский командир Насер Орич орудовал в той же Сребренице и окрестностях до прихода туда Младича: сербские сёла выжигали дотла, убивали всех, вплоть до домашнего скота. Орича тоже судили в Гааге, но полностью оправдали.
За все годы в Гаагском трибунале прошли процессы против восьми косовских албанцев, семи боснийских мусульман, 33 хорватов и против 92 сербов. Сербам всегда давали максимальные сроки, а, например, командующий армией боснийских мусульман Расим Делич был осужден всего на три года, при том, что у сербов и хорватов он получил прозвище Боснийский мясник. Созданный им карательный отряд с чудовищной жесткостью вырезал мирное население.
Сторонники Младича уверены, что ни о какой гуманности трибунала речи не идет. Для них генерал остается героем и выдающимся военачальником, которого Сербия выдала, чтобы ее пустили в Евросоюз. Вот что заявил бывший солдат Младича Новица Капуран: "Он всегда был на стороне своих солдат, вел нас за собой. Ни он сам, ни мы не были агрессорами. Мы просто защищали свою Родину с оружием в руках. Он знал, что такое честь, и никогда не отдавал приказы об убийствах или казнях".
Между тем Гаагский трибунал нацелился на еще одного обвиняемого в военных преступлениях. В розыск объявили бывшего президента ныне уже не существующей республики Сербская Краина Горана Хаджича.