Президентский совет по правам человека опубликовал промежуточные итоги собственного расследования обстоятельств смерти юриста Сергея Магнитского. Он скончался в 2009 году в следственном изоляторе. Основные тезисы доклада таковы: дело Магнитского вели те же следователи, против которых он сам выдвигал обвинения. Расследовать те преступления, о которых говорил юрист, отказывались. В СИЗО ему не оказали должной медицинской помощи и, скорее всего, избивали.
Расследование всех обстоятельств гибели Сергея Магнитского пока еще не закончено, но, считают правозащитники, некоторые выводы сделать можно уже сейчас. Например, очевидно, что юристу вовремя не была оказана медицинская помощь, хотя он страдал тяжелым заболеванием.
"Необходимая медицинская помощь не обеспечивалась Сергею Магнитскому и сотрудниками СИЗО "Бутырка", – говорится в деле. – Осмотр врачом вопреки установленному правилу состоялся через месяц после поступления туда Магнитского. Его заявления о приеме врачом не принимались. Лекарства, переданные матерью Магнитского, не принимались или вообще передавались в другую камеру".
Другой вывод правозащитников еще более неутешителен: имеются обоснованные подозрения полагать, что смерть Магнитского была спровоцирована его избиением. Впоследствии родственники зафиксировали у него разбитые костяшки пальцев и кровоподтеки на теле. Кроме того, отсутствует медицинское описание последнего часа его жизни.
В этом деле предыстория – как и почему юрист попал за решетку – не менее важна, чем обстоятельства его гибели. Итак. Долгое время в России работал западный инвестиционный фонд Hermitage Capital. В 2005 фонд и его главу Уильяма Браудера заподозрили в налоговых преступлениях. Браудер уехал из России, а его интересы в стране представляла юридическая фирма, в которой как раз работал Сергей Магнитский. Летом 2007 года сотрудники МВД и налоговых органов во время обыска по делу инвестфонда изъяли документы на три фирмы – "Махаон", "Парфенион", "Рилэнд". С их помощью фонд Hermitage Capital управлял акциями. Чуть позже Сергей Магнитский выяснил, что с помощью изъятых документов в трех компаниях поставили новых директоров. Дальше был проведен ряд сложных махинаций, и в фискальные органы были поданы просьбы вернуть якобы переплаченные налоги. Решение о возврате приняли за считаные дни, и в декабре 2007 года пять с лишним миллиардов рублей ушли из госбюджета на счета в банки.
Сергей Магнитский, проведя свое расследование, утверждал, что к афере причастны сотрудники МВД, налоговых служб, казначейства и других госструктур. Юрист обратился с заявлением по факту хищения сначала компаний, а потом и денег, но его самого обвинили в неуплате налогов, арестовали и отправили в СИЗО. Правозащитники так и не поняли – почему был необходим арест.
"Там говорится, что они не могут избрать другую меру пресечения, так как он будет оказывать давление на свидетелей, или он оказывал давление, – рассказывает член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Мара Полякова. – Но не указан ни один свидетель и обстоятельства, при которых это могло быть".
В МВД сегодня заявили, что по делу Магнитского принимались законные и обоснованные решения, подтвержденные прокуратурой и судом. Но вот расследование президентского совета по правам человека показывает, что не все так было однозначно.
"Дело в отношении Сергея Магнитского расследовалось теми же сотрудниками МВД и СК МВД, против которых он выдвигал обвинения в причастности к незаконной перерегистрации фирм "Рилэнд", "Парфенион" и "Махаон" и последовавшим за этим незаконным возвратом налоговых поступлений в размере 5,4 миллиардов рублей, – установили в ходе расследования. – Привлечение сотрудников МВД и СК МВД Кузнецова, Карпова, Толчинского, Кречетова, Дроганова к расследованию дела в отношении Магнитского создало ситуацию безусловного конфликта интересов, что противоречит требованиям закона".
Сейчас дела о смерти Магницкого, его уголовное дело и дело фактам хищений расследуются отдельно. Правозащитники предлагают их объединить.
"Без этого невозможно понять связь между гибелью Магнитского, его обвинениями в адрес работников правоохранительных органов, какова связь между теми, кого он обвинял, и нарушениями, в процессе расследования дела", – считает председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Совет по правам человека изучает обстоятельства смерти Магнитского по личному поручению президента. Но как раз накануне в Нальчике Медведев дал понять правозащитникам, что, вообще-то, им стоит заниматься любыми делами, где есть явные нарушения.
"Мне просто очень не хотелось бы, чтобы мы проблему большого количества людей, которые, наверное, сидят в тюрьмах не всегда обоснованно и справедливо, сводили к проблеме одного дела, – отметил Дмитрий Медведев. – Потому что у меня порой возникает ощущение, что в нашей стране есть только две проблемы, которые должны волновать тех, кто занимается правами человека, прокуроров, в конечном счете президента, – это дело Магнитского и дело Ходорковского. Большие, серьезные дела. Но я считаю, что все-таки мы должны смотреть глубже".
Очевидно, что опубликованием доклада дело не завершится. Во всяком случае, правозащитники говорят, что намерены в этой ситуации разобраться до конца.