В Театре Покровского, где никогда не боялись экспериментов, рискнули открыть редкой постановкой юбилейный сезон. В основе сюжета комической оперы Альберта Лортцинга "Царь и плотник" – поездка Петра I в Голландию.
Режиссер Ханс-Йоахим Фрай во время репетиций не сидит в зале – постоянно на сцене. Через переводчика просит хор не просто петь – "сплетничать". Когда не получается объяснить – показывает.
Немецкая опера о русском царе вот уже 1,5 века – одна из самых популярных в Германии – в России почти неизвестна. Спектакль последний раз ставили в 57-м, в Ленинградском малом оперном.
В Театре Покровского, где никогда не боялись экспериментов, рискнули открыть редкой постановкой юбилейный сезон. В основе сюжета комической оперы Альберта Лортцинга "Царь и плотник" – поездка Петра I в Голландию.
"Петр под видом плотника приезжает в очень маленький, закрытый от остального мира городок. И однажды все узнают: рядом с ними настоящий царь! – рассказывает режиссер Ханс-Йоахим Фрай. – Правда, они не знают, как он выглядит. Подозревают то одного, то другого, плетут интриги. И это, конечно, очень забавно".
Поют актеры по-немецки. Правда, пока по шпаргалке. На русский специально для этой постановки перевели только небольшие диалоги.
"Приходится заучивать слова. Конечно, мы знаем подстрочник, конечно, мы понимаем, о чем поем, – рассказывает солист Театра имени Покровского Роман Бобров. – Но, в целом, языком, конечно, никто не владеет".
В перерыве Роман Бобров превращается из плотника в царя: 12 золотистых пуговиц на камзоле наловчился застегивать за несколько секунд. Ради главной партии прочитал десятки книг и отпустил волосы до плеч.
"Для Дон Жуана приходится еще отращивать бородку, а для Петра I – усики, – рассказывает Борис. – Потому что как-то был казус, когда начало, и то, и другое отклеиваться у Дон Жуана. Было очень неудобно перед зрителями".
"Царь и плотник" – не единственная премьера грядущего сезона. На эту осень запланировали сразу 5 новых спектаклей. Самый долгожданный – в ноябре – опера Моцарта "Идоменей". В редакции Рихарда Штрауса ее в России никогда не ставили. Такое новаторство – в духе Театра Покровского. Скорее – ее основателя – Бориса Покровского, который всегда брался за мало исполняемые или современные произведения.
Именно Покровский – худрук театра на протяжении 37 лет, параллельно и главный режиссер Большого – открыл композиторов Таривердиева и Десятникова. Лучшие постановки мастера театр покажет в новом сезоне, в честь 100-летнего юбилея своего основателя.