Московские водители общественного транспорта привыкают ездить в час пик без пробок. А автомобилисты пересаживаются на автобусы и троллейбусы. Всё благодаря тому, что на основных дорогах столицы появились выделенные полосы. А еще видеокамеры, которые фиксируют все нарушения. Они заработали на прошлой неделе.
Еще совсем недавно крайние правые ряды крупных московских магистралей были заняты припаркованными автомобилями. На Ленинградке, например, посетители банков, ресторанов, офисных зданий бросали машины прямо на проезжей части. Теперь вместо импровизированной парковки здесь выделенная полоса для общественного транспорта. Скорость потока утром от Сокола и до Белорусской пять километров в час. При этом автобусы и троллейбусы проходят мимо раз в шесть минут.
Владимир Турусов спешит за руль, впервые за десять лет водитель не просто должен, а может работать по расписанию, он говорит, пассажиры начинают привыкать к пунктуальности, многие перестали ездить на личном транспорте, пересели на общественный.
"Я сократил на 30 минут свой маршрут. Раньше ездил на машине, теперь езжу на автобусе, приятно и быстро доезжаю до метро Тушинская, раньше было очень тяжело, сейчас в пределах 10 минут мы уже у метро", – говорит пассажир автобуса Валерий Шаронов.
Водитель второго маршрута жалуется, утром, когда Пятницкое и Волоколамское шоссе парализованы, многих так и тянет правее.
"Есть люди, которые пытаются подрезать автобус и ехать по выделенной полосе, но я ничего же не могу с ними сделать, но вот сейчас, если камеры включили с первого числа, то наверное что-то изменится", – надеется Владимир Турусов.
С 1 октября в столице начали работать видеокамеры, которые фиксируют нарушения на выделенных полосах, пока их всего 55, через несколько лет будет в разы больше. И хотя первые письма счастья за попытки проехать быстрее других водители начнут получать только к концу месяца, в ГИБДД уже говорят, есть положительный эффект.
"Сократилось количество аварий происходящих с общественным транспортом, так как общественный транспорт движется по своей полосе и остальным автомобилям там в принципе делать нечего", – рассказал Алексей Рябых, старший инспектор 4-го специализированного батальона ДПС ГУ МВД РФ по Москве.
Москва идет по пути, который давно прошли многие мегаполисы мира, и тут формула проста, рост интенсивности движения повышает приоритет общественного транспорта в ущерб личного.
В Берлине, например, уже давно есть и выделенные полосы для автобусов, и камеры, которые фиксируют нарушения на дорогах. В столице Германии дорожных заторов в разы меньше, нежели в Москве, но и там многие предпочитают именно общественный транспорт.
"Я бы никогда на машине по Берлину не поехала, на машине по городу ездить просто ужас. Это долго и дорого", – говорит жительница Германии.
Но Москве пока далеко до Берлина, говорят эксперты, ведь мало сделать выделенные полосы для общественного транспорта и чтобы они были свободны.
Михаил Блинкин, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, считает: "Когда мы делаем обособленную полосу и пускаем там дохленький маршрут с тремя автобусами в час, с этим горожане не примирятся ни в одном городе мира".
В Москве даже в часы пик многие линии не востребованы, хотя полупустые автобусы быстрее чем обычно курсируют по маршрутам.