Круглый стол – первое, что Марк Захаров приобрел в свой новый кабинет, когда в 1973 году стал художественным руководителем "Ленкома". Рассадил артистов, подобно рыцарям короля Артура, и обратился к ним. "Уважаемые товарищи, коллеги, вы говорите мне все, все, что вы думаете, я должен знать. Они сказали: "Хорошо, вот мы все скажем, но принимать решение будете вы. А мы это поддержим вне зависимости от того, нравится это нам или не нравится". Это мне было очень дорого", – вспоминает Марк Захаров, художественный руководитель театра Ленком, народный артист СССР.
Захаров признается: кабинет ему великоват. В здании Купеческого клуба 1907 года, который архитектор Иванов-Шиц построил в новомодном стиле модерн, эта комната изначально была бильярдной. Потом, после революции, в ней собирались комсомольские активисты – в доме обосновался Коммунистический университет. И только в 33-м году в здании поселился театр. Заняв пост худрука 38 лет назад, Захаров обегал все антикварные магазины. Чтобы вытравить партийный дух из храма искусства.
В 70-е, когда репетировали "Тиля", "В списках не значился", "Юнону и Авось", Захаров чуть ли не жил в этом кабинете. Ставил по нескольку спектаклей в год. С возрастом темп пришлось сбавить. Последняя премьера – "Пер Гюнт", которого репетировали два года, отняла много сил. Восстанавливает их 77-летний режиссер, в основном, на даче: читает книги и дрессирует собак. Если нет репетиций, в театр приезжает под вечер. Следит за спектаклем, не вставая из-за стола.
В кабинете Марка Анатольевича нет случайных вещей. Портреты, которые вдохновляют – любимая труппа, любимый художник Альфонс Муха, любимая дочь Александра.
Он поставил больше сорока спектаклей, которые десятилетиями идут с аншлагами. Его фильмы стали классикой – "Обыкновенное чудо", "Формула любви", "Тот самый Мюнхгаузен", "Убить дракона". Разве что упустил возможность стать автором мюзикла "Кошки" на несколько лет раньше Эндрю Ллойда Уэббера. Впрочем, эту историю рассказывает со смехом. В 70-е, в этот самый кабинет к Захарову зашел друг – писатель Григорий Горин со своей новой пьесой.
"Я ему: "Про что?". Он: "Про кошек". "Гриша, ну про собак еще ладно, но кошки-то зачем? Что они будут делать?". "Ну ты что-нибудь придумаешь им, будут плясать, петь, мяукать". Ну и мы на следующий день отказались от этой идеи. Но через года два-три появился знаменитый мюзикл", – рассказывает Марк Захаров.
Он любит повторять, что главное в его жизни, его достояние и гордость – это актеры. Инна Чурикова, Леонид Броневой, Николай Караченцов, Олег Янковский. В его театре, как говорит Захаров, исповедуют принцип соборности. Он редко кого ругает, на недостатки указывает деликатно, шуткой. И на каждой репетиции дарит похвалу.
Планы на новый, 85-й сезон, Марк Захаров держит в тайне. Объявит их только на сборе труппы после двухмесячных каникул.