Россия в одном шаге от вступления во Всемирную торговую организацию. Переговоры по этому вопросу велись 17 лет. Ради этого наша страна согласилась не только снизить таможенные пошлины на импортные товары, а также допустить на российский рынок иностранных поставщиков различных услуг.
Однако ни у экспертов, ни тем более у простых граждан нет четкого представления, что всем нам даст это присоединение к торговому клубу. Этот вопрос ведущие "Утра России" задали профессору факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексею Портанскому.
Некоторые эксперты ожидают от вступления в ВТО существенного понижения цен на ряд товаров. Кто-то, напротив, говорит о подорожании. По мнению Алексея Портанского, и те, и другие ожидания несколько завышены. "Если цены и будут изменяться, то этот процесс будет постепенным, потому что будут переходные периоды", – отметил он. При этом, цены действительно могут меняться в сторону понижения, но переходный период может затянуться на срок до 7 лет.
Кроме таможенных пошлин на цены влияет масса других факторов. "Нельзя сказать так: если на 5 процентных пунктов снижается импортная таможенная пошлина на какой-тот товар, то ровно на столько же снизится цена на этот товар", – пояснил эксперт.
Вступление в ВТО, впрочем, должно дать один ощутимый положительный результат: на российских прилавках должно появиться больше качественных товаров. "Надо иметь в виду, что ВТО – это игра по правилам. Членство в ВТО создает, прежде всего, нормальную правовую основу. Это здоровая среда, и одновременно – это удар по коррупции", – отметил Портанский.
Ряд экспертов отмечает, что от присоединения нашей страны к ВТО пострадают некоторые отрасли промышленности. "Мы вели переговоры таким образом, чтобы ни одна отрасль не пострадала. Поэтому для товаров таких отраслей, как автопром и авиапром, предусмотрены максимальные переходные периоды – 7 лет. Одновременно наши предприятия будут модернизироваться", – рассказал Алексей Портанский. По его словам, этого срока вполне достаточно, чтобы подготовиться к снижению пошлин, которое для легковых автомобилей будут заметным: с 25 при присоединении до 15% в конце переходного периода.
"Все последние годы, если говорить о внешнем рынке, мы живем по правилам ВТО, потому что других правил нет. До присоединения к ВТО, мы находимся в несколько неудобном положении, потому что мы вынуждены по этим правилам играть, но мы не имеем тех прав, которые имеют все остальные. В случае нарушения торговых прав в отношении нас, мы не можем пожаловаться. А после вступления в ВТО мы уже можем пожаловаться", – заключил Портанский.