Продолжается расследование гибели 23 человек во время пожара в доме престарелых в Коми. В следственном комитете при Генпрокуратуре сообщили, что основная версия – это отравление угарным газом. Ранее в правоохранительных органах не исключали, что интернат могли поджечь, чтобы скрыть следы убийства. Но ни у кого из погибших не выявлено следов насильственной смерти. Вторник в Коми объявлен днём траура.
На месте пожара – свечи и поминальная кутья. Список жертв уже обнародован, в нем 23 имени. Самому старшему из погибших было 90 лет. Самому младшему – 67.
"Я вышел – вот так до половины дым, а внизу огонь. Соваться туда уже было бесполезно. Я подумал: а где люди? На улице было пусто", – вспоминает очевидец трагедии Сергей Зюзев.
Поселок Подъельск расположен на самой границе Республики Коми и Пермского края. До любого городского центра больше 100 километров. Когда начался пожар, вспоминает Маргарита Мишарина, жители выбежали все до одного – кто с ведрами, кто с лопатами, даже с иконами – молились, чтобы огонь не перекинулся на соседние улицы. Дом горел 17 часов.
"Дым шел сюда. Отец выскочил, надел лыжи и стал ходить вокруг дома. А у меня ребенок на руках маленький, и все это творится", – рассказывает Маргарита Мишарина, жительница поселка Подъельск.
Дом ветеранов перестроили из старой деревянной школы. Бревна – 60-летней, а где-то и 100-летней давности. Уже установлено, что выход из здания был всего один. Остальные, считавшиеся пожарными, заколочены и приспособлены под библиотеку и кладовки. То есть шансов спастись, когда дым и паника, у беспомощных людей, среди которых были неходячие инвалиды и слепые, практически не было. Местные жители рассказывают, что в подъельский дом ветеранов, по всей видимости, привозили брошенных стариков, то есть тех, от кого отказались родственники.
Оперативно-следственная группа работает вторые сутки. Версий несколько, но в прокуратуре считают основной неосторожное обращение с огнем.
Почему так много жертв, и почему даже после неоднократных проверок никто из местных начальников не побеспокоился о пожарной безопасности? Ответ на свой вопрос полпред президента в Северо-Западном федеральном округе получить не смог.
"Так вот я вас попрошу в своем докладе объяснить: с 1989 года это здание по документам у вас то ли Дом ветеранов, то ли непонятно что. Так вот я хочу понять: этот дом был для ветеранов или для чего?" – возмущается Илья Клебанов, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе.
Имена виновных будут названы, и виновные, конечно, ответят. Родственникам погибших окажут медицинскую, психологическую и финансовую помощь. Если будет, кого назвать родственниками. В республиканской больнице в Сыктывкаре – трое выживших в пожаре. Состояние их здоровья врачи находят удовлетворительным, но не находят сколько-нибудь удовлетворительных причин, которые бы объяснили, как можно отправлять беспомощных стариков доживать свой век в брошенный дом на окраину хоть и большой, но все же деревни.
Республика готовится к трауру. Пока официальная дата первых похорон не объявлена. Необходимо провести еще генетическую экспертизу, ведь не все погибшие опознаны. Но днем памяти уже назначен вторник, 3 февраля.