Хавьер Солана: треугольник США-ЕС-РФ – несущая конструкция всего мира

"Возрастающая мощь Азии не должна размыть центровую роль Америки, Европы и России", – заявил накануне верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. В кризис "традиционным державам" надо не браниться, а договариваться, уточнил он в интервью программе "Вести в субботу".

Еще накануне верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, а в 1995-1999 годах – генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана сказал: "Всё возрастающая мощь Азии не должна размыть центровую роль Америки, Европы и России". То есть в кризис "традиционным державам" надо не браниться, а договариваться. Тем примечательнее, что в Москву европейцы приехали, чтобы "довыяснить для себя предложения президента Медведева об обновлении европейской системы безопасности. Тем примирительнее – ответы Соланы на вопросы программы "Вести в субботу".

- В совсем недалеком 99 году США с Британией (да и НАТО в целом) выдвинули концепцию "гуманитарных интервенций". И апробировали её на Югославии. Итогом чего несколькими годами позже стало то, что западные державы признали независимость Косова. И вот в прошлом году, когда разгорелся конфликт на Кавказе, где-то ту же концепцию "гуманитарной интервенции" применила уже Россия. Что обернулось признанием независимости теперь уже Абхазии и Южной Осетии. Так, может, когда будем разрабатывать новую версию Хельсинских соглашений (как вы говорите "Хельсинки-2" или "Хельсинки-плюс"), так и запишем туда: отказ от принципа территориальной целостности?

- Нет-нет-нет! Если о чем и забывать – это о применении силы для разрешения конфликтов. Между 90-ми годами и сегодняшним днем прошло время, произошло много событий. Ничего не остается прежним, и вы это прекрасно знаете. Время изменяет параметры и координаты. Из прошлого надо извлекать уроки. Но сегодня уже ни к чему применять вчерашние рецепты.

- Из того, что вы сказали, я могу сделать вывод, что в какой-то мере Запад склоняется к пересмотру некоторых аспектов своей политики последних 15 лет?

- Я не думаю, что мы должны говорить о "пересмотре". Мы должны говорить о том, чтобы приноровиться к сегодняшним реалиям. И я думаю, очень важно понимать реалии и восприятие этих реалий другой стороной. Я прекрасно понимаю, что русское восприятие определенного периода (скажем так: 90-х годов) отличается от нашего восприятия. Вот мы и должны сделать всё возможное, чтобы понять эту разницу в восприятии. Ровно с таким подходом мы и можем начать этого год.

- Вы сыграли большую роль после "оранжевых" событий (кто-то называет это "революцией", кто-то – "событиями") на Украине. Четыре года спустя борьба идет уже не между мистером Януковичем и мистером Ющенко, а внутри "оранжевой" коалиции, бывшей "оранжевой" коалиции. В последние часы на Украине опять спорили по поводу газового контракта с Россией. Президент Виктор Ющенко говорит, что соглашение было подписано вопреки его директивам, а премьер-министр Юлия Тимошенко говорит… Ну, она говорит много разных вещей, но помимо всего прочего она предложила, чтобы Европейский Союз провел экспертизу соглашения, подписанного Россией и Украиной. Что же это может быть за экспертиза такая?

- В этом кризисе – два основных элемента. Первый можно решить с помощью технической экспертизы. У другой части конфликта природа политическая. Одной только экспертизой, как с "техническим газом", тут не поможешь. Нет ничего хорошего в том, что на Украине все еще продолжаются политические трения в элите. И это особенно плохие новости во время кризиса. Украине надо достичь согласия. Его не навяжешь извне. Такое согласие должно вызреть изнутри и быть принято людьми.

- Вы сказали Украина, а не Ukraine, как это будет по-английски.

- Да? Что я такого сказал? Я как-то даже не понял.

- Вы только что сказали слово "Украина" на славянский манер.

- О! Сказывается целый день, который я провел здесь. Послушайте, Сергей, я хочу, тем не менее, вернуться к первому вашему вопросу. Думаю, именно он – самый важный. У нас есть сейчас очень хорошая возможность вместе двигаться вперед. И, как я уже сказал, вот этот треугольник – США, ЕС и Россия – очень важен для стабильности как на нашем континенте, так и за его пределами для управления всем глобализированным миром.