Иран не верит в надежность поставок ядерного топлива извне и продолжит обогащать уран на своей территории. Это подтвердил сегодня здесь на пресс-конференции министр иностранных дел Исламской Республики Манучехр Моттаки. "Различные страны неоднократно обещали нам сотрудничество в сфере гражданской атомной энергетики, - отметил глава иранской дипломатии. - Хуже всех отнеслись к своим обещаниям США, которые в соответствии с договором 1957 года обязались обеспечить Ирану 23 тысяч мегаватт электроэнергии посредством возведения атомных электростанций". "Аналогичный подход проявили и немцы, не завершив строительство АЭС "Бушер" /в 1975 году стройку начинала, но не закончила германская фирма "Сименс"/, а также другие государства", - добавил он. "Согласно постановлению меджлиса /парламента/, правительство ИРИ обязано обеспечить производство 20 тысяч мегаватт электроэнергии /в год/ и создать для этого /необходимое количество/ АЭС, - напомнил Моттаки. - Для реализации данной цели необходимы миллиардные инвестиции".
"Наш опыт и поведение прежних партнеров подтверждают, что нам необходимо добиться самодостаточности в сфере производства ядерного топлива", - подчеркнул он. "Мы твердо намерены следовать этому пути, придерживаясь законодательства и пользуясь правами, обусловленными Договором о нераспространении", - заверил руководитель иранского внешнеполитического ведомства. "Как только производство ядерного топлива в ИРИ достигнет достаточных объемов, мы гарантируем, что обеспечим потребности в нем и других государств", - заключил он.
Ранее российские и международные эксперты указывали, что намерение иранских властей осуществлять обогащение урана в промышленных масштабах приобретет практическое значение лишь при условии, если в стране будет действовать не менее десяти атомных электростанций. Однако в настоящее время с помощью специалистов из РФ завершается возведение только первой из них - Бушерской АЭС. Несмотря на неоднократные обещания Тегерана провести тендеры на строительство новых станций, наблюдатели отмечают явное несоответствие темпов создания АЭС и производства топлива для них.
Иными словами, для многих остается неясным, почему Иран так торопится получить обогащенный уран, который может быть востребован энергетикой страны лишь в отдаленной перспективе. В связи с этим становятся понятными опасения мирового сообщества относительно возможности отклонения от мирного характера иранской атомной деятельности.
Между тем, минувшей зимой на площадку строительства АЭС "Бушер" было транспортировано 8 партий российского ядерного топлива, необходимого для работы АЭС "Бушер" на начальном этапе. Официальный Тегеран приветствовал эти поставки, подчеркнув, что они обусловят "углубление стратегических отношений Ирана и России", однако не замедлил предупредить, что они не отразятся на его намерении самостоятельно обогащать уран.