В деловом и жестком тоне проходила в конце марта в Белом доме встреча президента США Барака Обамы с руководителями 13 крупнейших коммерческих банков страны. По сообщению газеты "Политико", в ходе беседы был момент, когда Обама сказал гостям: "Моя администрация - это единственное, что стоит между вами и вилами".
Под "вилами" в данном случае подразумевалась волна народного гнева против толстосумов с Уолл-стрит. Особое возмущение простых американцев вызвали поступившие незадолго до встречи президента с "олигархами" известия о том, что в финансовой отрасли и в условиях острейшего кризиса продолжалась выплата многомиллионных премий, передает ИТАР-ТАСС.
Сам кризис был вызван лопнувшими "биржевыми пузырями", надувавшимися прежде при активном участии некоторых собеседников Обамы. Чтобы спасти от краха всю финансовую систему страны, казна выделила их компаниям огромные пакеты помощи. Выплата компаниями "премиальных за провал" была воспринята в стране, как издевательство над здравым смыслом, и создала серьезную политическую проблему для властей.
Правда, некоторые банкиры о помощи не просили. Она была фактически навязана им правительством и позже использована для подчинения их общим правилам. Отдельные участники встречи в Белом доме выражали готовность незамедлительно вернуть деньги. Но Обама сказал, что с этим торопиться не надо, и сравнил ситуацию с лечением антибиотиками: человек может достаточно быстро почувствовать себя лучше, но допивать ему приходится все назначенное лекарство.
По свидетельству "Политико", в целом молодой американский лидер и его помощники быстро показали "титанам" финансового бизнеса, "кто в доме хозяин". Гостям, усевшимся за большой общий стол в зале госприемов, предложили лишь по стакану воды. Когда глава JPMorgan Chase Джейми Димон в шутку хотел вручить министру финансов США Тиму Гайтнеру фиктивный чек на 25 миллиардов долларов (эту сумму данный банк получил от казны в виде помощи), тот шутку не принял и чека не взял.
А попытки собравшихся оправдать астрономические "бонусы" в их компаниях сложностью работы и кадровой конкуренцией пресек уже сам Обама. "На вашем месте, господа, я был бы поаккуратнее с подобными объяснениями, - сказал он. - Народ этого не принимает".
Согласно публикации, буквально в тот же день руководитель крупнейшей в США и второй по величине в мире автомобилестроительной компании General Motors Рик Вагонер был приглашен для встречи с отраслевой антикризисной комиссией. Президент до разговора с ним не снизошел - встреча проходила в Минфине. Один из помощников Гайтнера - Стивен Раттнер - без обиняков предложил Вагонеру подать в отставку "по собственному желанию", если он хочет, чтобы его компания продолжала получать финансовую поддержку. Тому не оставалось ничего другого, кроме как подчиниться.