Во французском Ле-Бурже завершил свою работу в воскресенье 48-й Международный авиакосмический салон. На нем были представлены около 140 самолетов и вертолетов.
В нынешнем году самый крупный авиационный форум в мире отметил столетие своего существования. К столетнему юбилею крупнейшая авиационная выставка подошла, однако, далеко не в лучших условиях. Разразившийся в отрасли кризис привел к тому, что впервые за 8 лет стремительно начали снижаться перевозки как пассажиров, так и грузов. Уменьшаются доходы авиакомпаний, все более частыми становятся случаи переноса на более поздний срок поставок самолетов по подписанным контрактам.
Тем не менее, как подчеркнул, подводя итог работы салона, глава корпорации Airbus Луи Галлуа, "авиационный сектор действует на основе долговременных контрактов и кризис на нем сказывается в меньшей степени, чем на других отраслях". "Ситуация отнюдь не катастрофическая", - заверил Галлуа. Его корпорация реально подтвердила правильность этого мнения: Airbus заключил на салоне 127 заказов на поставки, из них 58 - твердых. Стоимость их равна 11,6 миллиарда долларов. Всего корпорация, по заявлению ее коммерческого директора Джона Лихи, намерена заключить в этом году 300 предварительных контрактов. На салоне 2007 году у Airbus было, однако, 425 твердых контракта. Корпорация Boeing выступила на салоне гораздо менее удачно, заключив контракт всего на две машины "B-737". Стенд Boeing закрылся в Ле-Бурже еще за сутки до окончания выставки.
Примечательно, что ни один из двух гигантов западного авиастроения не смог провести демонстрационные полеты создаваемых самолетов. Dreamliner от Boeing поднимется в небо в первый раз лишь в конце текущего квартала. И это при том, что сроки данного полета уже переносились четыре раза при отставании проекта почти на два года. Airbus не смог представить в Ле-Бурже свой военно-транспортный самолет "А-400М", в котором остро нуждаются армии ряда стран. У самолета еще не отлажена ЭВМ управления сложными по параметрам универсальными двигателями, которые должны позволить самолету использовать грунтовые взлетно-посадочные полосы и осуществлять сброс грузов на низких скоростях. Сами двигатели, как утверждает глава Airbus, уже готовы к установке.
Главной премьерой на салоне, по общему мнению, стал российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100, созданный компанией "Гражданские самолеты Сухого" в сотрудничестве с рядом крупнейших западных корпораций. Французская печать приветствовала российскую новинку, подчеркивая, что она стала "символом возвращения России на мировой рынок самолетов гражданской авиации после почти 25 лет перерыва". В Ле-Бурже на Sukhoi Superjet были заключены ряд контрактов: 30 самолетов приобретает за 1 миллиард долларов венгерская авиакомпания "Малев" и 24 самолета - пермская компания "Авиализинг" (стоимость контракта превышает 715 миллионов долларов). Переговоры с "Гражданскими самолетами Сухого" о возможном приобретении 10 самолетов ведет ОАО "Газпром".
Франция и Россия развивают сотрудничество в области гиперзвуковых летательных аппаратов с гиперзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями. В Ле-Бурже подписаны соглашения в данной сфере. Федеральное космическое агентство России и Европейское космическое агентство (ЕКА) заключили в дни салона соглашение о сотрудничестве в реализации европейской миссии к Меркурию. Руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов подписал соглашение с французским космическим агентством "КНЕС" о сотрудничестве врамках программы "Фобос-Грунт". Соглашение о сотрудничестве заключено между ОАО "Вертолеты России" и корпорацией "Итон" (США). Сотрудничество в рамках программ модернизации вертолетов семейства Ми-8/17 "Вертолеты России" начинают с европейской компанией "Полл Юроп".
"Авиакосмический салон в Ле-Бурже показал, что российская авиатехника и средства противовоздушной обороны пользуются устойчивым спросом в мире", - заявил на пресс-конференции в Ле-Бурже глава делегации "Рособоронэкспорта" Александр Михеев. Он отметил хорошие перспективы продаж вертолета Ка-226 и продвижения на мировой рынок вертолета Ка-52. Свою нишу занимает самый тяжелый вертолет в мире Ми-26, который пользуется устойчивым спросом. "В целом, авиакосмический салон получился продуктивным. Открываются широкие перспективы совместной работы с европейскими корпорациями", - отметил Михеев. Российские компании заключили в Ле-Бурже контракты, в общей сложности, на сумму 3 миллиарда долларов.
В дни салона второй по значимости премьерой после российского Sukhoi Superjet стал демонстрационный полет австрийского беспилотного разведывательного вертолета "Камкоптер".
Несмотря на кризис салон в Ле-Бурже по-прежнему привлек к себе большое число профессионалов - 140 тысяч человек, что лишь на 10 тысяч меньше уровня 2007 года. Общее число посетителей - в последние два дня салон был открыт для широкой публики - достигло 360 тысяч человек, то есть подтвердило уровень предыдущего форума. В этом году широкую публику привлек, в частности, парад старинных самолетов, приуроченный к 100-летию салона, и первая после долгого перерыва демонстрационная программа знаменитой пилотажной эскадрильи самолетов воздушной акробатики "Патруй де Франс", передает ИТАР-ТАСС.