Перекрыть наркомагистраль из Афганистана совместными усилиями взялись Госнаркоконтроль, Таможенная и Пограничная службы. Межведомственная группа отправилась в первую поездку по приграничным районам. Особое внимание – так называемым "мертвым зонам", где наркокурьеры могут беспрепятственно передавать друг другу мешки с товаром. "Вестям" наркополицейские показали, как можно увидеть "невидимку".
Первая остановка на российской территории – самая долгая в пути. Поезд на два часа берут под наблюдение. Товарные поезда пункт пропуска "Елецк-1" пока проходят без остановки. Из-за неприспособленности перрона их досмотры – только через 90 километров. Эта фактически бесконтрольная зона пока остается полем деятельности для контрабандистов и самой главной сферой ответственности наркополицейских.
Один пример: из проходящего товарняка сбросили 108 килограммов героина. Наркополицейские несколько суток в засаде ждали курьера. После его задержания вышли на перевозивших героин проводников. Тему продолжает Алексей Бердников – начальник Акбулакского отдела Соль-Илецкого отряда Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области: "Уровень населения приграничья, к сожалению, отстает от тех темпов уровня населения, который у нас, в Центральной России. Население приграничное участвует в такого рода контрабандных сделках. Я думаю, что надо обращать государство на создание условий именно в приграничье для этой категории населения, чтобы не было у них ни помыслов, ни замыслов в совершении каких-то преступных деяний".
В базе данных наркополицейских – тысячи отсканированных фур и грузовиков. От рентгеновских лучей даже миллиметровую полость не скроешь. Межведомственной рабочей группе демонстрируют техническую оснащенность пунктов пропуска.
Российско-казахстанский рубеж – последний на пути афганского наркотрафика в Россию и Европу. Сделать границу недоступной для контрабандистов и максимально упростить ее прохождение для обычных граждан – для того, чтобы решить эту простую задачу, сегодня свои усилия объединили Госнаркоконтроль, таможня и пограничники.
Почти треть из семи тысяч километров российско-казахстанской границы приходится на Оренбургскую область. Посетив здесь ключевые пункты пропуска, специалисты приходят к выводу: совершенствовать нужно не только технологии, но и законодательство. В подтверждение этому – слова Валерия Зиновьева – заместителя руководителя международно-правового департамента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков: "Статья 188 Уголовного кодекса не дифференцирует тех лиц, которые возят наркотические средства в размере 10 грамм и в размере 100 килограмм. Именно поэтому Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков вносит предложение об изменении Уголовного кодекса. Прежде всего, необходимо дифференцировать вот эту уголовную ответственность в зависимости от веса ввозимого наркотика".
Что еще нужно изменить в законодательстве? И как технически помочь работающим на южной России ведомствам? Окончательный ответ на эти вопросы дадут в ближайшие дни. Свою работу на российско-казахстанской границе межведомственная группа продолжит уже в Челябинской области.