На портрете – не Наполеон. Это Николай Васильевич Гоголь. Эдаким франтом писателя видеть непривычно, но именно таким он был, когда только приехал в Петербург. "Вполне возможно, что Гоголь смотрел на себя в профиль и видел себя, как Наполеона",- размышляет сотрудник Литературного музея Александр Галкин. На выставке "Лики Гоголя" около 30 портретов писателя. От малоизвестных, на которых его почти не узнать, до классических, знакомых каждому школьнику.
Портрет кисти Больца – уникален. Гоголь здесь спокойный и волевой. "Такой Гоголь мог воздействовать на Пушкина, на Погодина, Аксакова. Не все литературоведы считают, что это Гоголь. Но Юрий Манн согласен, что это Гоголь, и такого необычного Гоголя мы тоже должны иметь в виду",- говорит литературовед Галкин.
Одна из причин для сомнений – слишком маленький нос писателя. Портрет написан в 20 веке, и самая выдающаяся часть лица Гоголя отображена во всей красе. Но многие гоголеведы считают, что напрасно. Ведь нос у него был не таким уж длинным. "Вероятно, такое изображение носа связано с тем, что его повесть "Нос" гипертрофировала нос как таковой",- полагает научный сотрудник музея.
Портрет, на котором Гоголь изображен в халате, писатель не жаловал. Считал его слишком интимным. Вскоре он подарил его Погодину, а тот решил его опубликовать, чем привел Гоголя в ужас. "Он считал, что публика не должна знать его изображения до того момента, пока он не завершит труд "Мертвые души",- рассказывает Александр Галкин.
А любил писатель другое свое изображение. Он заказал его художнику Моллеру и долго готовился, прежде чем начать позировать. "Он даже надел на себя золотую цепочку, чтобы выглядеть красиво",- поведал представитель музея.
Кроме портретов, на выставке также представлены личные вещи Гоголя. Вот эту рюмочку и чашечку он брал с собой в дорогу, а в этой ермолке он так любил писать.