Решение США по ПРО застало врасплох Чехию и Польшу

Решение США отказаться от размещения систем ПРО в Восточной Европе принято не под давлением Москвы. Об этом заявил постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. В свою очередь глава МИД Сергей Лавров выразил надежду на то, что дальнейшая политика Вашингтона по ПРО будет учитывать озабоченности Москвы.

Решение США отказаться от размещения систем ПРО в Восточной Европе принято не под давлением Москвы. Об этом заявил постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. В свою очередь глава МИД Сергей Лавров выразил надежду на то, что дальнейшая политика Вашингтона по ПРО будет учитывать озабоченности Москвы.

Обама позвонил ночью. Точнее, это в Праге была ночь. В Вашингтоне было шесть вечера. Но разница во времени – не причина, чтобы не сообщить партнеру о таком решении. Время звонка Фишер запомнил с точностью до минуты.

"Барак Обама позвонил мне в 00:21 по нашему времени. Он меня проинформировал, что его правительство отказывается от планов по размещению на территории Чешской Республики радара противоракетной обороны США. Польша была также проинформирована", – сообщил Ян Фишер, премьер-министр Чехии.

Как пояснил Фишер, Обама не стал подробно рассказывать о причинах решения. У премьера Польши такого ночного разговора вообще не было.

Канцелярия Туска поспешила уточнить: это не потому, что президент США в Варшаву не звонил, – просто возник сбой связи. Неубедительность объяснений только усугубляла положение, в которое, проснувшись утром, попали власти Чехии и Польши. Фактор гипотетической американской ПРО все последние годы для них – это фактор внешней и внутренней политики, надежда стать влиятельнее и богаче. И вот теперь трудно подобрать слова.

"Я бы попросил журналистов воздержаться от комментариев, потому что в итоге решение Белого дома может быть иным, чем вы ожидаете. Сейчас ясно одно: это американское решение, принятое на основе данных самих американцев", – заявил Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши.

Новый варшавский договор – о системе ПРО – в торжественной обстановке подписывали чуть более года назад.

И вот сегодняшний номер The New York Times, словно и не было того подписания: американские военные признали, что работа над ракетами дальнего радиуса в Иране пока Штатам не угрожает. Политика Обамы, считает издание, коренным образом отличается от политики Буша. "Перезагрузка" отношений с Россией пришла на смену сталкиванию европейцев лбами, поддержке вступления Грузии и Украины в НАТО.

Конечно, все это не потому, что в Польше и Чехии против ПРО возражала значительная часть населения. Американская политика – это как ночной звонок Обамы в Европу: первичны национальные интересы. Бывший глава польского правительства Лешек Миллер посчитал, что это урок реальной политики, а Обама выкинул в мусорную корзинку риторику Качиньского, признающего Москву главным врагом.

Приезд Обамы в Москву этим летом многое прояснил: американский лидер признал взаимосвязь наступательных и оборонительных вооружений. И в результате был сделан шаг к новому договору об СНВ. Теперь Москва внимательно изучит новые подходы США к системе ПРО.

"Решение всех этих проблем может быть только коллективным, на основе уважения интересов друг друга с целью нейтрализовывать и предотвращать риски ракетного распространения, но совместно, имею в виду, с самого начала, совместно анализировать риски и угрозы, совместно вырабатывать меры, которые могут быть задействованы, чтобы этих рисков не допустить, и совместное же осуществление этих мер", – подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров.

Осторожная позиция Москвы вполне объяснима: американская политика, конечно, изменилась, и в ней новые люди. На переговорах с Польшей сегодня, например, был бывший посол Штатов в Москве, а ныне замминистра обороны Вершбоу.

Но в российско-американских отношениях уже случалось, что Вашингтон отыгрывал назад. Американские источники сегодня не исключали, что и насчет ПРО в будущем так может быть. И в России к этому будут готовы.

"Это еще не финал, это еще не полная гармония, не абсолютное согласие, но это совершено точно диалог. Это совершенно точно восприятие России и ее аргументов в качестве не менее весомых и серьезных аргументов, чем, скажем, соображения собственной национальной безопасности США. Я уверен, что сотрудничество России и США в сфере стратегической безопасности является на порядок, а может быть, и на порядки более эффективным средством решения проблемы безопасности и для США, и для России, чем любые системы противоракетной обороны, чем любые войска, чем любые военные операции", – считает Константин Косачев, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам.

К тому же такой подход еще и дешевле. Летом Москва разрешила воздушный транзит над своей территорией американских военных грузов на афганском направлении. Ежегодно Вашингтон будет экономить 133 миллиона долларов. Серьезный аргумент во время кризиса.