Министры финансов и главы центробанков стран "большой двадцатки" решили, что еще не настало время для прекращения активной поддержки экономики. Именно этот вывод стал наиболее важным результатом работы финансовой G20 в Лондоне, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Самое главное – это оценки, которые мы получили, что кризис не завершился, что неопределенность остается очень высокой, ростки позитива еще очень не устойчивы", – сообщил он, подводя итоги заседания.
По его словам, министры предрекают, что финансовый сектор будет еще лихорадить. "Много было сравнений, что нам придется ехать по колдобинам, по кочкам, нас еще будет бросать", – пояснил Алексей Кудрин. По его словам, участники встречи "пытались убедить друг друга, что нужно еще полностью сохранять объем поддержки, которую оказывают государства мировой экономике". "Все уговаривали друг друга, что еще рано расслабляться", – сказал российский министр.
По вопросу о том, нужно ли уже начинать стратегию выхода из программ активного фискального стимулирования экономики, у министров возник спор. В результате, большинство участников встречи согласились с тем, что разрабатывать такие стратегии нужно, но пока рано их применять. Также министры согласились с тем, что выход из этих программ будет очень непростой. Так, некоторым странам с учетом падения ВВП, роста социальных расходов и снижения доходов не удастся легко сократить дефицит бюджета, отметил Алексей Кудрин. По его мнению, им придется либо снижать расходы, либо повышать налоги, что будет "в любом случае очень болезненными мерами выхода из кризиса".
На встрече в Лондоне обсуждалось и влияние на экономику большой ликвидности, которую сейчас дают центробанки и государства в рамках поддержки. "Понятно, что не будет очень простым сворачивание ликвидности. Было сравнение, что это как зубную пасту запихать обратно в тюбик", – сказал он. Алексей Кудрин отметил: "Накопленные [за время кризиса] долги придется очень долго расшивать, за это будут платить следующие поколения, а меры, приводящие экономику в докризисное состояние, еще долго придется применять".
Вице-премьер правительства РФ констатировал, что ожидания общественности относительно решений G20 по бонусам топ-менеджерам системообразующих компаний были преувеличены. Он отметил, что это была далеко не самая важная тема в обсуждении финансового регулирования. По мнению Кудрина, "проблема не в величине бонусов, а в том, что объем выплат зависит от уровня рисков. Чем выше риски, тем больше вознаграждение". Министр считает, что государствам вряд ли нужно ограничивать размер бонусов руководителям крупных компаний и банков. "Мы должны следить, чтобы система вознаграждения не создавала новых пузырей. ключевой вопрос – отменить систему, которая стимулирует риски", – подчеркнул Алексей Кудрин.
В целом он отметил, что в сравнении с мартовским заседанием финансовой G20 нынешняя встреча в Лондоне носила более спокойный характер. "Тогда мы встречались в условиях, когда два квартала было свободное падение экономики. Сегодня все настроены спокойней, потому что, наконец, падение остановилось", – цитирует высказывание Алексея Кудрина агентство "Интерфакс".
Тем не менее, министр считает прошедшую встречу важной. "Мы договорились продолжать все меры по стимулированию – это очень важно; прорабатывать сценарии выхода – еще один большой результат. Мы знаем четкие позиции по квотам в МВФ, от которых можно идти дальше в обсуждении, мы поработали над правилами финансового регулирования", – заключил глава российского Министерства финансов.
В коммюнике по итогам встречи зафиксировано решение о необходимости поддержания странами "большой двадцатки", в том числе, принятия мер в отношении "плохих" активов и проведения стресс-тестов. Министры согласились уделять внимание занятости населения, проводя структурные реформы, вести активную политику на рынке труда. Также в коммюнике говорится, что страныG20 будут стремиться к устранению чрезмерной волатильности цен на ресурсы, оптимизируя работу и повышая прозрачность товарных и финансовых рынков, а также устанавливая более тесный диалог между странами-производителями и потребителями.