Вторая сцена Мариинского театра вышла на поверхность. Cо строительной площадки вывезены последние кубометры грунта. Проектировщики дорабатывают варианты фасадов и интерьеров. Окончательно они должны быть готовы весной следующего года. Вторую сцену Мариинки строители обещают сдать в 2011 году.
Известное всем здание Мариинского театра впервые открыло двери зрителям в 1860 году. Тогда же, кстати, театр и получил имя жены Александра II – императрицы Марии Фёдоровны. А вообще, история началась в 1783, когда Екатерина Великая повелела устроить в Петербурге Большой театр.
Эта площадка всегда совмещала прогрессивные веяния оперного и балетного искусства с классической театральной школой. Сейчас на сцене одна из визитных карточек Маринки -"Хованщина" Мусоргского. Это, пожалуй, самая грандиозная в мире оперная постановка: в спектакле заняты более ста артистов, не считая коня.
Партия боярина Шакловитого в исполнении Николая Путилина большая удача. Последние годы этот баритон чаще можно услышать в Нью-Йорке, Чикаго, Париже или Вене. Расставаться с Мариинкой, которой он отдал почти 20 лет, звезда мировой оперы не собирается, как бы комфортно не было на Западе по сравнению с родным театром.
"Три гримёрные мужские, вот мы сидим в средней, и наверху есть ещё одна мужская. Ну, допустим, та же "Хованщина", сколько персонажей: там человек по 20 в следующей гримёрной, здесь по 3-4. Женских чуть-чуть побольше, но всё равно, это не те условия", – говорит народный артист России Николай Путилин.
Оперы на главной сцене Российской империи дают с перерывом в 4-5 дней, потому что быстрее рабочие просто не успевают менять декорации.
Знаменитейший балет тем временем на гастролях за границей: когда в Мариинке поют, танцевать труппе в Петербурге негде.
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев говорит: "При наличии второй сцены будет возможность давать нашим лучшим балетным звёздам, молодым в том числе, возможность чаще выступать в спектаклях "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Баядерка", и в то же время продолжать экспериментировать – приглашать ведущих хореографов, принимать гастролёров и лучше знакомить нашу публику с произведениями XX и даже XXI века".
Вторую сцену Мариинки начали строить в 2003 году. Это уже второй проект сцены. Первый вариант представляет собой воздушную стеклянную конструкцию на металлическом каркасе, которую предложил французский архитектор Доминик Перро. Но в 2007 году от проекта отказались.
"Выяснилось, что это, мало того, что дорого, его невозможно возвести в лёгком виде, как вуаль. В последних вариантах Перро проект уже был более громоздким, грубо полосатым", – отметил главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрёв.
Доминик Перро успел получить за свою работу 322 миллиона из миллиарда с лишним рублей, потраченных на проектирование. Ещё 300 миллионов Министерство культуры России заплатило канадским архитекторам Даймонду и Шмидту, им предстоит создать новые фасады, используя внутреннюю планировку Перро.
Музыканты уже согласны на любой облик театра, лишь бы хор и оркестр звучали идеально. "Незачем строить театр, если этого не произойдёт. Сегодня это решающий момент, потому что идёт притирка. Западные специалисты – немецкие акустики, канадские архитекторы, но, прежде всего российские проектировщики пока с трудом находят, как вместе играть в одной команде", – считает Гергиев.
И архитекторы, и строители предлагают свои поправки, потому что окончательного проекта театра до сих пор нет. Новые эскизы и чертежи готовят параллельно с работами на стройплощадке. На данный момент вторая сцена представляется со стеклянным мостом через Крюков канал и стеклянным эркером, который должен стать визуальным продолжением моста. Но это только предварительная версия.
Митюрёв говорит: "Архитекторы высказали точку зрения, что необходимо с этим предложением ещё поработать. На самом деле, компания Diamond&Shmidt довольно известная и опытная в проектировании театральных зданий".
Пока архитекторы экспериментируют с обликом второй сцены, инженеры опробуют новую технологию подземного строительства, так называемую "стену в грунте". Специальный бур заливает двухметровый слой бетона на глубине 14 метров. Потом мини-экскаваторы достают грунт сначала с минус первого этажа, затем, после бетонирования перекрытия, с минус второго, и, наконец, с минус третьего. В итоге рабочие должны докопаться до той самой двухметровой горизонтальной стены. Но в августе 2009 года некоторые эксперты её не находят.
"В проекте записано, что сплошной бетонный слой должен быть. Здесь такого нету. Ну, в этих грунтах очень сложно получить сплошной бетонный слой. Поэтому получается то, что получается", – рассказал главный инженер Ленинградского треста Лев Смирнов.
Исполнитель работ получил иск от представителей заказчика на сумму 743 миллиона рублей. Против самого заказчика, Северо-Западной дирекции по строительству, дело возбудило управление Росфиннадзора, где нарушения оценили уже в 835 миллионов. Но дирекция предъявила выводы трёх экспертиз, доказывающих, что стена в грунте есть, и Минскому переулку ничего не угрожает. Один суд постановил, что дополнительных проверок не нужно, а второй на основании этого решения отклонил требования Росфиннадзора. Ревизоры, впрочем, готовят апелляцию, но руководитель стройки уверен, что стена в грунте тема закрытая.
Корреспондент спросил о "стене в грунте" у руководителя Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Валерия Гутовского:
- Есть ли эта плита, и что сейчас с Минским переулком?
- Плита, конечно, существует. И доказательство того, что плита существует, полная безопасность Минского переулка, который вы видите перед собой.
- То есть, он не просел?
- Он вообще не просел.
От стройки до ближайшего дома всего 12 метров. Трещинами он покрылся в 2006, и сейчас он весь в так называемых "маячках" – специальных гипсовых метках.
"У нас дребезжали перила в подъезде. Ну, и естественно, вся мебель, вся посуда тоже. И фундамент пополз из-за того, что грунт ненадёжный. И вот за счёт этой подвижки фундамента дом начал раскладываться. Видно, что трещина живёт. Она в пределах полумиллиметра двигается туда-сюда", – жалуется житель дома №3 по Минскому переулку Сергей Чистяков.
Инженеры обходят соседние со стройкой дома примерно раз в месяц. Сейчас, когда строители всё же решили укрепит фундаменты, грунт вроде бы стабилизировался.
"Мониторинг проводится по 400 точкам. Это и вся окружающая застройка, и те конструкции, на которых мы стоим, и земля, которая находится под этими конструкциями. Осадки составляют до 70 миллиметров за 2 года, что в принципе, достаточно большая величина, но никакой угрозы зданиям она не представляет", – говорит Гутовский.
Подземные работы в Мариинке практически завершены. Сейчас главная задача – открыть новый театр в конце 2011 года. А пока артисты Мариинского, хоть и считаются мировой элитой, лишь завидуют коллегам из театров Нью-Йорка, Шанхая или Парижа.
Путилин говорит: "Сцена смещается, сдвигается, одна уезжает, вторая выезжает. То есть, они поставили первый акт, второй акт, третий акт. Первый акт выехал, уехал, приехал второй акт, 15 минут прошло – второй антракт и третий акт. По времени все, люди ценят время".
- Валерий Абисалович, мы находимся в здании, которое называют "Маринка-3", хотя вторая только строится. Как так получилось?
- Мы начали проект "Маринка-2" в 2003 году, а этот зал решили строить в 2005 году.
- Получается, раньше его закончили?
- Мы построили его очень быстро, и в 2006 году его уже открыли.
Строительство концертного зала организовал сам Мариинский театр, он же собрал больше половины необходимых средств. Это здание обошлось в 40 миллионов долларов, по нынешним ценам – 1,2 миллиардов рублей.
На вторую сцену за 6 лет потрачено почти 8 миллиардов. Сколько будет потрачено ещё, пока даже никто не считал.
На открытие второй сцены Мариинского театра должны приехать первые звёзды мировой оперной и балетной сцены, уже идут переговоры.
Строители обещают не подвести и завершить работу до конца 2011 года. Хотя и прежние даты открытия "Маринки-2", 2010 и даже 2009 годы, строители тоже гарантировали.