Первичный досмотр российского Arctic Sea не выявил каких-либо подозрительных грузов на его борту. Более подробный досмотр будет произведен в одном из портов по пути следования сухогруза. Об этом говорится в распространенном сегодня комментарии департамента информации и печати МИД РФ.
В нем отмечается, что "в ситуации с сухогрузом Arctic Sea до сих пор остается много "серых зон", прояснить которые должно, прежде всего, только начинающееся следствие". "Например, до сих пор не установлено, являлся ли "первоначальный" захват судна вооруженной группой людей 24 июля с.г. и последующие события звеньями одной цепи пиратских действий или нет. Исходим из того, что захват судна был осуществлен подозреваемыми вне юрисдикции какого-либо государства, а точное место будет установлено в ходе предварительного следствия", - говорится в комментарии.
В документе также подчеркивается, что, "конечно же, сухогруз водоизмещением свыше 7 тысяч тонн никуда не терялся". "Его перемещение отслеживалось, координаты поступали из нескольких источников, в том числе от наших зарубежных партнеров, - отмечает МИД РФ. - Сухогруз был настигнут сторожевым кораблем российского ВМФ "Ладный" 17 августа в Атлантическом океане в 300 милях южнее островов Кабо-Верде".
"Однако капитан Arctic Sea неожиданно заявил, что это судно является северокорейским. В этот же день посольство России в Пхеньяне обратилось к северокорейской стороне на предмет срочной проверки заявления капитана задержанного судна о том, что это - принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно "Чендин-2", направляющееся из Гаваны в Сьерра-Леоне с грузом пальмовых пиломатериалов", - сообщил МИД РФ.
По его данным, "северокорейская сторона прояснила ситуацию и сообщила нам о том, что принадлежащее КНДР грузовое судно "Чендин-2" на момент задержания подозрительного корабля не могло находиться в точке с указанными координатами, поскольку стояло в одном из ангольских портов". "С учетом этой информации командованием ВМФ России было принято решение о проведении досмотра судна, в ходе которого подтвердилось предположение о том, что на самом деле это - Arctic Sea, - говорится в комментарии.
В нем отмечается, что на борт Arctic Sea поднялась досмотровая группа, обнаружившая на судне 15 членов экипажа (российских граждан) и восемь человек, подозреваемых в захвате сухогруза. Часть членов экипажа и предполагаемые захватчики судна были переведены на борт сторожевого корабля.
"Таким образом, Arctic Sea задерживался в открытом море как судно, захваченное подозреваемыми в пиратстве лицами. Эти действия совершались на основании ст. 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, - говорится в комментарии. - Задержание лиц, не входивших в состав экипажа, производилось в соответствии с международным правом на основании той же ст. 105 Конвенции 1982 года и в соответствии с действующим российским законодательством".
Ночью 20 августа Кабо-Верде покинул сторожевой корабль "Ладный", который направился в сторону находящегося в дрейфе в Атлантическом океане в 250 милях к юго-западу от Кабо-Верде сухогруза Arctic Sea. "На борту последнего находятся четверо членов экипажа для несения вахты и несколько военнослужащих со сторожевого корабля "Ладный" в целях сопровождения", - говорится в комментарии.
В нем подчеркивается, что инцидент с сухогрузом "носит международный характер. В его разрешении принимали участие, помимо правительства Кабо-Верде, компетентные органы Финляндии, Швеции и Мальты при партнерском участии по линии НАТО". "На нынешней стадии предстоит, в частности, документально установить личности и гражданство захватчиков Arctic Sea. Пока выявлено, что из числа подозреваемых двое - граждане России, один - гражданин Эстонии, один - гражданин Латвии и четверо не имеют гражданства. О задержании иностранных граждан были незамедлительно проинформированы посольства соответствующих стран. Осуществляется необходимое взаимодействие с государством флага Arctic Sea - Мальтой", - отмечает МИД РФ.
"В связи с тем, что создание совместных следственных групп российским законодательством не предусмотрено, сейчас рассматривается вопрос о приемлемых формах налаживания взаимодействия с целью того, чтобы все заинтересованные государства располагали информацией, соответствующей их международно-правовому статусу в данном контексте", - указывается в документе.
"Необходимо иметь в виду, что мы находимся на начальном этапе расследования и, соответственно, речь идет лишь о предварительной правовой квалификации данной ситуации и действий вовлеченных в нее лиц", - цитирует "Интерфакс" заявление внешнеполитического ведомства РФ.