Владимир Путин встречался с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай", который объединяет ведущих зарубежных политологов, журналистов и экономистов. Главной темой обсуждения стали отношения России и Запада. И, что вполне естественно, – обострившийся в последнее время вопрос о фальсификациях истории. Премьер ответил и тем, кто сейчас обвиняет Москву в развязывании Второй мировой войны, и тем, кто вообще любит использовать историю для извлечения политических дивидендов. Он также сказал несколько слов о будущем нашей экономики и сообщил обнадеживающую новость для пенсионеров.
Первые секунды своего приветствия российский премьер – это было хорошо заметно – внимательно рассматривал участников клуба. И вскоре стало ясно, зачем. Лица присутствующих, по мнению Путина, говорят только об одном – кризис затронул не всех: "Главные редактора и политологи, все выглядят упитанными и хорошо одетыми. "Есть еще порох в пороховницах", как у нас говорят. Это хороший знак того, что и в других секторах нашей жизни все постепенно, и в других людях все постепенно будет отражаться в положительном плане".
Но, конечно, и многие другие признаки сегодня говорят о том, что экономическая ситуация в стране, похоже, начинает пока медленно, но выправляться. "Мы констатируем, что в последнее время, начиная с июня текущего года, в России наблюдается некоторая стабилизация и скромный, но все-таки рост экономики. На 1%, начиная с июня, ежемесячно. В европейских странах, мы знаем, это тоже наблюдается, особенно это касается Федеративной Республики Германии, Франции. Зона евро в целом только начинает оживать", – отметил премьер.
Этот кризис, по мнению Путина, уникальный. Потому что затронул весь мир. Вместе из него и выбираться. И решение о продаже немецкого концерна Opel российско-канадским инвесторам – очевидный плюс. Россия и Германия, несмотря на очень непростое прошлое, сегодня – ведущие экономические партнеры друг друга.
Потому тем более удивительно, дал понять Путин, что другие страны никак не могут перелистнуть страницу. Вопрос о нынешних российско-польских отношениях задал не кто-нибудь, а бывший премьер Польши. Для него их сегодняшний уровень – "горький парадокс". Путин не стал повторять то, что уже говорил о Второй мировой войне, а лишь напомнил слова Черчилля, которого вряд ли можно было заподозрить в симпатиях к Советскому Союзу: "Франция, Германия должны выбирать между позором и войной. Они выбрали позор. Теперь им предстоит война". Вот оценка Черчилля в 38-м году. Он тогда уже сказал – всё, будет война. А теперь кто-то делает попытки сказать, что это Советский Союз виноват. Забыли про Черчилля? Чего это вы подзабыли? Когда надо – все помнят. Что касается непосредственно тогдашнего польского руководства, тот же Черчилль, уже в своих мемуарах, писал, что труп Чехословакии терзал не только один хищник – нацистская Германия, к нему присоединилась и Польша".
И таких нюансов, о которых сегодня почему-то принято не вспоминать, – множество. Да, Советский Союз подписал пакт с Германией. Но вряд ли у него в тех условиях уже был хоть какой-то выбор. "Советский Союз подписал договор о ненападении с нацистской Германией последним. Представим себе ситуацию, когда все страны Европы подписали, немцы приходят к Сталину и говорят: "Теперь давайте подпишем пакт о ненападении". Он говорит: "А я не буду". Так это повод для начала войны. Что могли сказать тогда немцы? Он не хочет с нами подписывать Договор о ненападении, он собирается воевать значит? Конечно! И подписали. Тем не менее, российская Государственная дума осудила этот договор с нацистами. Хотя подписывали его Молотов и Риббентроп, министры иностранных дел, а Мюнхенский договор подписывали первые лица и Франции, и Великобритании, и Гитлер лично. И тишина. Об этом почему-то сегодня не вспоминают", – подчеркнул глава российского правительства.
Конечно, никто не против дальнейшего обсуждения того, что же тогда происходило в мире. Но это, по словам Путина, не должна мешать миру жить сейчас, спустя 70 лет: "И не нужно сейчас ковыряться в этом и разжигать ненависть друг к другу. Мы хотим, чтобы эти оценки были объективными. И чтобы эта объективность помогала нам встать над общими претензиями. Взяться за руки и пойти вперед".
А идти вперед сегодня – это значит бороться с кризисом. Вновь вернулись к этой теме. У Путина спросили: до кризиса у страны были большие планы, а что теперь? Ответ был предельно конкретный – планы будут выполнять: "Мы только одни пенсии в этом году проиндексируем 4 раза. И в конце года мы произведем такое повышение пенсий с 1 декабря, которого мы не делали еще никогда в новейшей истории. Сразу поднимем на 35,8, на 36% почти".
При этом особый подход будет к тем, кто работал в советское время, – людям, незаслуженно обиженным и уже вряд ли надеявшимся на справедливость. "Проиндексируем на 10% и плюс к этому каждый год стажа в советское время – по 1%. Для чего мы это делаем? Люди, которые работали в советское время, оказались в самом плохом положении материальном. Пенсионная система запутанная, и сегодняшняя пенсия этих людей не связана с их трудовым вкладом. Мы это все пересчитаем и восстановим в этом смысле, хотя бы отчасти, социальную справедливость", – сообщил российский премьер.
В других странах пенсионная реформа тоже идет. Но нередко это сводится лишь к увеличению пенсионного возраста. Россия, по словам Путина, делать этого в обязательном порядке не станет. Но планируется, что через 5 лет люди, решившие работать и после выхода на пенсию, смогут рассчитывать на дополнительные выплаты.