Судьба концерна Opel решена. Совет директоров General Motors принял решение все же продать немецкий автогигант альянсу канадской компании Magna и Сбербанка России. Тем самым GM пошел навстречу правительству Германии, которое считает это предложение самым предпочтительным. Переговоры шли тяжело – почти год. Их исход до последнего момента не решались предсказать даже самые компетентные аналитики. И эта сделка может изменить и российский автопром.
Ни одна крупная купля-продажа не сопровождалась еще таким количеством слухов, противоречий и общей нервозностью, которую открыто подогревало руководство обанкротившегося американского автогиганта. Поэтому, несмотря на то, что австрийско-канадский концерн Magna, российские Сбербанк и ГАЗ первыми проявили интерес к приобретению Opel, новость из Детройта стала сенсацией. Для канцлера Меркель, безусловно, приятной, потому что этот покупатель обязался сохранить рабочие места.
"Я в высшей степени обрадована этим решением", – сказала Меркель. Этот результат соответствует тому, чего хотело правительство ФРГ и чего желало для работников Opel. Теперь, подчеркнула канцлер, General Motors и Opel могут "избрать новые пути".
В настоящий момент у американцев – 100% акций Opel. Планируется, что 55% перейдут к Magna и Сбербанку – у них контрольный пакет, 10% получит трудовой коллектив немецкого автоконцерна, 35 – останутся у General Motors.
Под эту сделку немецкое правительство выделило GM кредит в 1.5 миллиарда евро. Если бы хозяином Opel стал кто-то другой, деньги пришлось бы вернуть. Наряду с Magna и Сбербанком на приобретение претендовала бельгийская инвестиционная группа RHJ International. Эксперты отмечали отсутствие у нее внятной производственной стратегии, но даже сегодня утром многие ставили именно на нее.
Еще больше говорили о том, что General Motors вообще передумает продавать – в этом случае Opel ожидали бы массовые увольнения, и профсоюз уже готовился протестовать. Председатель объединенного профсоюза трудовых коллективов компании Opel Клаус Франц предупредил, что в случае если GM решит продать Opel бельгийскому фонду RHJ или не продавать Opel вообще, профсоюз организует забастовки по всей стране и большой митинг у завода Opel в немецком городе Эйзенах.
Magna – 52 года на рынке, на ее заводах собирают автомобили марок Mercedes, BMW, Chrysler, Saab и Aston Martin. Для Сбербанка Opel будет крупнейшим производственным активом за рубежом.
Председатель правления Сбербанка России Герман Греф заявил журналистам, что пока рано говорить о том, что принято окончательное решение. "Это пока очень важный, промежуточный этап сделки, – подчеркнул он. – Данное решение далось очень непросто – и компании General Motors, и нам. Это были
очень непростые переговоры, сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях – это документ свыше тысячи страниц".
Картина прояснилась, но не до конца. Источники в GM намекают на наличие неких условий, которыми сопровождается продажа Opel Magna и Сбербанку. И эти условия будут обнародованы после выборов в немецкий бундестаг, которые состоятся в последнее воскресенье сентября. Новость в ее нынешнем виде, безусловно, на руку правящим и канцлеру. Как минимум, 25 тысяч избирателей, работающих на заводах Opel, могут быть лично благодарны Ангеле Меркель – она поддерживала заявку Magna и Сбербанка и сумела ее отстоять.