2010 год должен стать годом стабильности на валютном рынке, прогнозируют российские экономисты в интерью ИТАР-ТАСС. Они не ожидают потрясений, связанных с искусственным ослаблением рубля.
Так, директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг считает, что все опасения, связанные с "неоднозначным поведением рубля в новом году", лишены под собой оснований. "При нефти на уровне 70-90 долларов за баррель никаких девальваций не ожидается. Если цена нефти будет высокой, а гибридные двигатели не слишком быстро будут вытеснять топливные, серьезных проблем не ожидается", - полагает академик.
Между тем федеральный бюджет на 2010 год сверстан "с запасом" - из расчета 58 доллара за баррель. Эту отметку после резкого падения в начале 2009 года до 41 доллара за баррель "черное золото" преодолело только в середине мая. С середины октября баррель смеси "Брент" устойчиво держится выше 70 долларов. Таким образом, свои сбережения (а ими по различным оценкам обладают менее 50 % населения страны) россиянам в 2010 году, по словам профессора Высшей школы экономики Вячеслава Иноземцева, имеет смысл оставить в той валюте, в которой они есть. "Мой рецепт - не делать никаких движений", - советует экономист.
В свою очередь, член индексного комитета Московской межбанковской валютной биржи Сергей Суверов склонен "делать ставку" на сбережения в рублях. "Учитывая более высокую доходность рублевых вкладов по сравнению с валютными, а также перспективу поддержки рубля, то 70 % сбережений лучше разместить в российской национальной валюте", - считает он.
Сомнения в выборе валюты для сбережений стали вновь актуальными после того, как в середине прошлой недели произошло одно из самых резких за год падений рубля - на 71 копейку по отношению к бивалютной корзине, которая выросла до 37,1 рубля.
По словам помощника президента Аркадия Дворковича, "было ожидаемо, что в декабре частично компенсируется повышение курса рубля в предшествующий период". Кроме того, российские монетарные власти ранее давали понять участникам рынка, что не стоит делать ставку на постоянное укрепление рубля и увлекаться зарабатыванием на разнице ставок при покупке доходных рублевых активов на средства низких валютных кредитов.
А рассуждения министра финансов Алексея Кудрина о том, что девальвацию рубля в начале года надо было проводить резче, отдельные эксперты расценили и вовсе как намек на новую девальвацию. "Меры которые мы предприняли, были половинчатые. Следовало бы действовать еще жестче", - отметил тогда глава Минфина, признав таким образом, что "мягкое" снижение курса рубля не дало отечественному производству тех ценовых преимуществ, которые дало бы "быстрое", что фактически означает выход из кризиса за счет промышленности. Выбранный тогда правительством курс основывался на традиционных возражениях "против" - ускорении инфляции, падении покупательной способности населения и больших рисках банкротств банков и корпораций с валютными долгами.
Естественно предполагать, отмечает Иноземцев, что эти же факторы останутся определяющими и в следующем году. "Курс 30 рублей за доллар выгоден для финансирования социальных обязательств, и как бы
кому-то ни была симпатична идея о девальвации, в правительстве есть силы, которые ее не допустят", - говорит он.
Академик Гринберг плановую девальвацию и вовсе считает бессмысленной для России. "Спрос на сырьевые товары будет и так, не зависимо от того, низкий рубль или высокий, - считает он. - А больше продавать нам нечего".
Однако, как отмечает Суверов, пара доллар-евро на российском валютном рынке может начать двигаться не только по маршруту, определенному денежно-кредитной политикой, но и "в рамках глобальных тенденций". При таком, более "рыночном" сценарии американская валюта, по прогнозам представителя ММВБ, может несколько укрепиться. "Если экстраполировать на 2010 год текущие тенденции, то я не вижу доллар дешевле 33-34 рублей", - отмечает он. В этом диапазоне курс доллара по отношению к рублю колебался с конца января по конец апреля 2009 года, превысив в начале февраля отметку в 36 рублей и опустившись к ноябрю до
28,7 рубля за доллар.
"В течение всего 2009 года Федеральная резервная служба США не только держала рекордно низкую учетную ставку, но и эмитировала слишком много долларов, - напомнил Суверов. - Политика печатания денег может прекратиться. Кроме того, в этом году американцы тратили очень мало, и нормы американских сбережений за кризис выросли, что позволит нарастить потребительскую активность в будущем году. По словам эксперта, американская экономика сейчас более прочна, чем европейская. Все это создает условия для того, что доллар будет "выигрывать" перед европейским конкурентом.
В то же время за океаном, где как раз есть что экспортировать, не намерены отказываться от политики "слабого" доллара, отмечает Иноземцев. "Дешевый доллар выгоден Америке, так как делает ее экспортные товары более конкурентоспособными", - поясняет он. Наблюдаемое сегодня оживление в ряде национальных экономик аналитик склонен определять как "искусственное" и отмечает, что "ни одно из крупных правительств не откажется в ближайшее время от мер поддержки своих экономик - действия ФРС здесь не будут исключением".
В 2010 году, вопреки многочисленным дискуссиям о грядущих изменениях мировой финансовой архитектуры и появлении новых резервных валют, в мире будет сохраняться гегемония доллара, начавшаяся еще со времен окончания Второй мировой войны. По словам Гринберга, "предрекания смерти доллару лишены всякого основания; никто не заинтересован в его падении", так как "глобальная экономика нуждается в едином платежном средстве, а лучшего средства пока никто не придумал".
Евро - вторая по использованию резервная валюта, - по прогнозам экономистов, в 2010 году хоть и не сможет заменить "американца", но и не потеряет своего значения, несмотря на структурные проблемы в Еврозоне. На прошлой неделе они выразились понижением рейтингового агентства Греции и изменением на "негативный" прогноза Испании. При этом ряд министров стран-членов еврозоны посоветовали Афинам проводить жесткую бюджетную политику, таким образом дав понять, что не спешат оказывать Греции помощь.
"Вирус кредитных долгов, - уверен академик Гринберг, - широко не распространится по Европе", так как Европейский Центробанк проводит консервативную и взвешенную политику и в случае "пожара" спасет" и страны, и свою региональную валюту.