Пакистанские талибы выбрали себе нового лидера. Им стал молодой полевой командир Хакимулла Мехсуд. Он возглавлял не одну военную операцию и, по мнению наблюдателей, будет представлять серьёзную угрозу и для пакистанских властей, и для афганской коалиции. А вот в Афганистане с выборами президента так ничего и не понятно. Видимо, будет второй тур. Первый международные наблюдатели уже признали состоявшимся, несмотря на 75 терактов и убийства членов избиркомов в день голосования. Важнее, видимо, сам факт наличия признаков демократии.
Этот пуштунский телеканал теперь может быть свободнее. Запрет на то, чтобы рассказывать о терактах в день голосования, теперь не действует. Между тем, выборы, которые ОБСЕ по своей привычке не подверг критике, и которые уже признаны состоявшимися, проходили так: 75 терактов, захваты избирательных участков и целых городов, 11 сотрудников избиркомов убиты.
Как следствие – чрезвычайно низкая явка. В том числе и из-за угроз талибов отрубить пальцы всем проголосовавшим. В общем, как заявил глава миссии ОБСЕ, выборы в Афганистане не везде были свободными, но в целом прошли хорошо.
Очевидно, чтобы и дальше оставаться в стране на законных основаниях, Западу нужна поддержка афганской власти. Желательно – выбранной народом. И здесь важна не легитимность самого голосования, а прозападная ориентация будущего президента.
Помогать Карзаю напрямую, учитывая собственную репутацию среди афганцев, США не стали. К тому же, и сам действующий президент, будучи неоднократно уличенным в казнокрадстве, надежд не оправдал. Прямых доказательств участия властей в наркопроизводстве нет, однако во времена Наджибуллы в таком руководство страны даже его враги подозревать не могли.
Сегодня 95% всего героина в мире – отсюда. А 60 % всего афганского – из Гильменда. Попытки американцев освободить провинцию от талибов и обеспечить там безопасное проведение голосования так и остались безуспешными.
Еще одна проблема – у каждого контингента коалиции – свои фавориты среди местных кланов. "Нужен единый подход. Потому что несколько стран, например, в одной провинции присутствуют, и эти несколько стран поддерживают несколько групп", – поясняет Талатбек Масадыков, руководитель политического департамента миссии ООН по содействию Афганистану.
Любимая шутка натовских офицеров – сжечь плантации опиумного мака в Афганистане – все равно, что вырубить все виноградники во Франции. Вся страна поднимется на борьбу! Афганцы, которые и так нищие, в ответ сметут все западные базы. Нашли было выход – заменить опиумный мак на сельхозкультуры, но все провалилось и только помогло оппозиции.
"Наркопроизводство и терроризм крепко связаны между собой. Талибы поощряют наркопроизводство, продают наркотики, получают огромные прибыли и покупают на них оружие, вербуют сторонников. В результате идет война. Гибнут граждане страны, гибнут иностранные солдаты", – констатирует вице-президент Афганистана Карим Халили.
Уже тем, что состоялись, выборы по-афгански, конечно, решили проблему дальнейшего присутствия западной коалиции в Афганистане. Однако дальше – все равно война. Вернувшийся из опалы и поддержавший Карзая узбек Дустум так и остался непримиримым противником США. А связанный с Ираном лидер Исламской партии Гульбеддин Хекматияр и вовсе заключил с талибами союз.
Между тем, американское командование открыто заявляет, что хотя бы в отдаленной перспективе хотело бы сократить численность своих войск в Афганистане. Ведь подразделения направляются сюда по кругу уже по четвертому разу. И сейчас, по признанию американских генералов, наряду с талибами появился еще один главный враг – психологический стресс, вызванный регулярными командировками на войну.
То, что при этом американцы уходить не собираются, – всем понятно. США за последние 8 лет создали по всему Афганистану 39 военных баз. За время контртеррористической операции страна стала не только наземным, но и воздушным плацдармом американских военных в регионе. В стране уже функционирует единая система НАТО по авиасопровождению и управлению воздушным движением для всей центральной Евразии.
И именно затянувшееся присутствие коалиции, по мнению экспертов, как раз и является фундаментом напряженности в Афганистане. "Постоянные бомбардировки местного населения. Зачистки – ведут себя как хозяева в нашей стране. Еще – не уважают культуру и обычаи народа. И самое главное – отсутствие программы вывода войск. Отсутствие точной даты вывода. Нет критерия: после чего войска должны покинуть Афганистан", – говорит Гафур Леваль, президент Центра региональных исследований Афганистана.
По всей видимости, Афганистану предстоит второй тур выборов. По всей видимости, он снова понравится международным наблюдателям. Новых школ и больниц, как Советский Союз, коалиция, конечно, не построит. И маковые плантации, по всей видимости, еще надолго останутся единственным средством для существования афганцев.