Заключительный день работы климатического саммита в Копенгагене сейчас анонсируют мировые издания. Правда, делают это они без оптимизма, называя предстоящие консультации "последним шансом". От мировых лидеров ждут решения – будут ли в едином порядке ограничивать выброс парниковых газов? Многие уже сейчас качают головой – вряд ли. Слишком много разногласий, которые удастся сгладить за оставшиеся сутки.
Сами переговоры в течение нескольких дней проходили практически под военным аккомпанементом. К активным действиям по спасению планеты призывали участников конференции те, кто дежурил всё это время за кордонами полиции. Это экологи, антиглобалисты – тысячи молодых людей.
Саммит в четверг впервые за 10 дней проходил более-менее спокойно. Ни многотысячных митингов, ни серьезных стычек с полицией, как было накануне. Неподалеку от Белла-центра, где проходят встречи, собрались защитники прав одной эфиопской провинции, населенной сомалийцами. Но в целом – все тихо. Возможно, это связано с погодой: в Копенгагене выпал снег. Или с тем, что наконец речи держат не экологи, а лидеры государств. Всего 120 глав стран и правительств. Чья подпись и будет стоять под итоговым документом.
Делегаты выступают коротко: 5-6 минут. Представители стран рассказывают, на сколько процентов они готовы сократить выбросы. И осторожно надеются, что итоговый документ все же будет подписан.
Индонезийский лидер озвучил другие цифры – в 35 миллиардов долларов в год. Таков объем специального фонда помощи развивающимся странам. Аргументировал он такую нескромную сумму тем, что по сравнению с потерями от кризиса – это капля в море.
Выступил на саммите и глава Мексики, где пройдет следующий климатический саммит ООН. Вот там гости смогут воочию убедиться, как влияет "антропогенный фактор" на природу. Над окруженной горами, совершенно непродуваемой ветрами 20-миллионной мексиканской столицей смог висит всегда. А на каждого столичного жителя приходится полтонны взвешенных в воздухе токсичных частиц пыли и тяжелых металлов. Свой "зеленый план" президент Мексики начал лоббировать задолго до Копенгагена.
Эмоциональнее всех звучал боливийский президент. Он обвинил богатые страны в том, что они не выполнили взятые на себя обязательства, создали, как он выразился, "всемирную имперскую диктатуру". Моралес предложил провести всемирный референдум по климату.
Африканские лидеры просили у богатых стран денег на чистые технологии и отчитывались о том, как они защищают климат. Иранский президент обвинил богатых в "неустанном аппетите" и жажде наживы.
Пока шла конференция, опрашивали участников – ведущих специалистов по проблемам экологии и изменения климата.
Более 70% мечтают о том, что будет подписано всеобъемлющее и амбициозное соглашение при участии США и Китая. И только 8% были уверены, что это произойдет. А больше половины предсказали, что саммит закончится принятием политического документа с продолжением переговоров в следующем году. Сбудутся ли их прогнозы, мы узнаем завтра, когда выступят главы США, России и Китая. Стран, лидирующих по объемам выбросов вредных веществ в атмосферу.
Между Штатами и Поднебесной пока непримиримые противоречия. И спорят они скорее не о том, кому из них надо больше сокращать выбросы.
Америка настаивает на прозрачности и инспекциях, иначе толку от соглашения никакого. А Китай от международного мониторинга категорично отказывается. И это дело принципа, заявляют в стране.