В Российском институте радионавигации и времени разрабатывают системы, которые определяют текущее время и положение объектов на поверхности Земли, в акваториях Мирового океана, в воздушном и космическом пространстве. Здесь создают стандарты частоты для применения в спутниковых системах глобального позиционирования.
Время на Земле и в космосе должно быть одинаковым. От этого зависит работа мобильных телефонов, судоходной и авиационной навигации и многого другого. То есть время должно быть синхронизировано. Для работы в космосе необходимы системы синхронизации, которые создают в институте радионавигации и времени. Все космические спутники должны работать по единому стандарту. Если время собьётся, аппарат выйдет из строя.
"Система синхронизации – это комплекс программ частотно-временного обеспечения, который предназначен для расчёта и закладки на борт частотно-временных поправок. Это центральный синхронизатор, эталон времени и частоты", – рассказывает о системе Владимир Дружин, начальник отделения систем синхронизации.
Основа стандарта: водород, рубидий и цезий. Атомы этих веществ участвуют в процессе, который поддерживает постоянное время. В отличие от астрономического, связанного с вращением Земли, его называют атомным. За международный стандарт приняты цезиевые часы. Они настолько точны, что расхождение в одну секунду набегает только за 70 миллионов лет.
Вращение нашей планеты не влияет на шкалу атомного времени. Такое сверхточное время никогда не подведёт на Земле. Но в космосе другие законы.
"В космическом пространстве существует глубокий вакуум и соответственно достаточно высокие и низкие температуры. Чтобы сымитировать работу оборудования в этой среде, нам приходится использовать испытательное оборудование", – говорит ведущий инженер Дмитрий Залётов.
В этой камере настраивают рубидиевый стандарт частоты и времени. Для установки на перспективные космические аппараты серии "Глонасс-К". Здесь закладывают частотно-временные поправки, позволяющие спутникам работать синхронно. Специально для нового поколения ГЛОНАСС разрабатывают стандарты с увеличенным ресурсом. Пока же спутник бесперебойно работает только семь лет.
"Мы будем запускать спутник раз в 10 лет. Затраты на запуск и возобновление резко сократятся, минимум в два раза", – сообщил Владимир Дружин.
Абсолютно точное время важно и на Земле. Атомные секунды отсчитывают и стартовые комплексы, и измерительные пункты космодромов.
Это необычно, но система единого времени и эталонных частот нового поколения начинается в руках стеклодува. Фильтры, ячейки и спектральные лампы определяют частоту колебаний в системе. Чем больше изгибов стекла, тем меньше надо рубидия. Благодаря сложной конструкции, он остаётся только там, где необходимо.
"Это потом всё выбрасывается. Остаётся только одно – самая маленькая лампочка. Она отпаивается вот здесь, остальное всё выкидывается", – показывает стеклодув Елена Кузьмина.
Сегодня в Санкт-Петербурге разрабатывают временной стандарт способный работать не в корпусе спутника, а в открытом космосе. Починить неисправности на орбите почти невозможно, поэтому ей задаётся тройной запас прочности.
"На каждом спутнике 3 квантовых стандарта частоты. Если один выйдет из строя, никто этого не заметит", – уверен в надёжности дублирующих систем начальник отделения аппаратуры координатно-временного обеспечения Сергей Ковита.
В институте радионавигации и времени над созданием эталона трудятся десятки человек: разработчики, программисты, испытатели, сборщики и настройщики. Именно в этих стенах разработают эталон, который отправится отсчитывать время первой экспедиции на Марс.
