До старта пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-17" осталось совсем немного. На космодроме Байконур – последние приготовления. 21-го декабря экипаж в составе российского космонавта Олега Котова, астронавта НАСА Тимоти Кримера и японского астронавта Соичи Ногучи отправится в долговременную экспедицию на Международную космическую станцию.
На Байконур космонавты прибыли две недели назад. И ни дня выходного. Предстартовые тренировки и медкомиссии с пристрастием. Общение на расстоянии и метры бактериологической чистоты. Заболеть перед полётом нельзя, набрать вес или похудеть – тоже запрещено.
"Практически не поправились, сохранили вес. И мы это время не отдыхали, интенсивно работали", – признаётся Герой России летчик-космонавт Олег Котов.
Они примеряли скафандры не раз. В космический костюм забраться непросто, всё строго по порядку: сначала ноги, потом руки, вдох – и космонавты словно ныряют в него. Теперь стыковка с системами терморегулирования, подачи кислорода и связи.
"Лучше так, а то очень громко", – регулирует звук в шлемофонах скафандра Олег Котов.
На голове наушники – спецсвязь, а из этих чемоданчиков подается воздух. Это так называемый переносной кондиционер – летом охлаждает, зимой согревает. В полном обмундировании они примеряют свой космический корабль.
"Для тех, кто имел 3-4 полета, это как новый дом. Они приходят и начинают с ним знакомиться. Это как новая квартира – по-другому все расставлено, запахи другие", – поясняет начальник сектора РКК "Энергия" Геннадий Толстой.
Самый опытный в этой космической тройке – Олег Котов. Это его второй старт. Российский космонавт "номер 100" вновь отправляется на орбиту. Впрочем, японского астронавта новичком тоже не назовешь. На "Союзе" летит впервые, однако на МКС уже бывал.
"Я горжусь, что полечу на "Союзе". Это очень надежный корабль. В России хорошая космическая программа. Надеюсь, что вся Япония будет следить за нашим полетом", – рассказывает японский астронавт Соичи Ногучи.
Испытатель авиационных двигателей Соичи Ногучи ещё и летчик-инструктор по "слепым" полетам, то есть полетам по приборам. Шестой астронавт Японии, но первый, кто летит на российском корабле к МКС. Такой бортинженер для командира Олега Котова – просто подарок. Тем более, на орбите пообещал приготовить суши. "Японский рис, суши. Попробуем мои суши палочками. Кто сможет палочками, тот попробует", – хитро улыбается Соичи Ногучи.
В наземных испытаниях Геннадий Толстой всегда у корабля, рядом с экипажем. Знает космический аппарат как свои пять пальцев. За последние 30 лет все экипажи внимали его советам.
"Этот экипаж подготовленный, грамотный. Я уверен, что все будет у них хорошо. А когда мы будем с ними прощаться, я пожелаю удачи", – высоко оценивает подготовку космонавтов Геннадий Толстой.
Отправляться в космос зимой непросто. Последние годы в декабре пилотируемых стартов не было. Впрочем, в предновогоднем старте космонавты видят и хорошее.
"Настроение праздничное. Встретим Новый год на орбите 16 раз. Это хорошо!" – предвкушает Олег Котов.
Экипаж отправляется отогреться и отдохнуть. А на стартовой площадке кипит работа. Подготовка ракеты идет полным ходом.