Завершая пресс-конференцию в Кремле, Владимир Путин поблагодарил прессу за 8 лет совместной работы. "Хочу поблагодарить вас за совместную работу в прошедшие 8 лет, – сказал президент.
Путин простился с журналистами, которые 8 лет освещали его работу как президента. И обещал, что в новом качестве – видимо, премьера – обязательно будет с ними встречаться.
Пресс-конференция длилась 4 часа 40 минут. На нее было аккредитовано 1364 представителя СМИ, в том числе около 200 – зарубежных.
Вопросы президенту задали 80 журналистов. Были такие, которым удалось задать по два, а то и три вопроса. Журналисты успели задать президенту 100 вопросов.
Большую встречу с журналистами Владимир Путин провел в седьмой и последний раз за время своего президентства. Поэтому к нынешнему мероприятию внимание было особое. В Круглом зале Кремля собралось около полутора тысяч представителей средств массовой информации – как российских, так и зарубежных.
По сути, пресс-конференция стала своеобразным подведением итогов не только этого года, но и всего президентского срока Владимира Путина. "У нас, по сути, не было единой страны. У нас даже гимна своего не было на постоянной основе. У нас в каждом субъекте федерации была своя конституция, отличающаяся от Конституции Российской Федерации. У нас не было единой страны. Мы восстановили территориальную целостность и единство нашего государства. Мы воссоздали государство. Мы достигли уровня доходов граждан дореформенного периода и превысили его. И это, на самом деле, самое главное. Мы восстановили фундаментальные основы российской экономики на абсолютно новой рыночной базе. И мы превращаемся уверенно в одного из экономических лидеров. Что же касается моего личного восприятия, я уверен, мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая президентом Российской Федерации. Все эти 8 лет я пахал как раб на галерах – с утра до ночи. И делал это с полной отдачей сил. Я доволен результатами своей работы", – заявил глава государства.
Журналистов интересовало и отношение президента к такой проблеме, как зависимость от власти. Путин подчеркнул, что такой привычки у него никогда не было. Поэтому вопрос о возможности остаться на третий срок, как заявил Путин, всегда решался им однозначно – Конституция России существует для всех граждан страны, и нарушать ее нельзя даже самым высокопоставленным лицам: "У меня не было соблазна остаться на третий срок. Никогда. С первого дня работы в качестве президента Российской Федерации я для себя сразу решил, что я не буду нарушать действующую Конституцию. Эту "прививку" я получил, еще работая с Анатолием Александровичем Собчаком. И я считаю, что это очень важный сигнал в общество вообще – все должны соблюдать действующее законодательство, начиная с главы государства. Я считаю, что это принципиальный вопрос, он не носит технического характера. Конечно, мне хочется работать. Но такая возможность есть. Вы знаете, разные люди склонны "западать" на разные вещи: кто-то попадает в зависимость от табака, кто-то, прости Господи, от наркотиков, кто-то становится зависимым от денег. Говорят, что самая большая зависимость – от власти. Я этого никогда не чувствовал. Я вообще никогда не был зависимым от чего бы то ни было. Я считаю, что, если Господь дал мне такое счастье – поработать на благо своей страны, связь с которой я всегда очень ощущал и ощущаю, то надо быть благодарным уже за это. Это само по себе является большой наградой. Выковыривать для себя еще какие-то награды или считать, что, однажды взобравшись в какое-то начальственное кресло, ты будешь владеть им пожизненно, до гробовой доски, я считаю, абсолютно неприемлемым".
Несколько вопросов были заданы об отношениях Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Завтра первый вице-премьер выступит с программной речью в Красноярске. Журналисты спросили, не разойдется ли программа развития страны, которую представит Дмитрий Медведев с тем, что предложил Владимир Путин 8 февраля, когда на заседании Госсовета обнародовал план развития России до 2020 года. Президент подчеркнул, что прежде чем он станет председателем правительства, должны пройти выборы президента: "Дмитрий Анатольевич Медведев должен быть избран президентом, если граждане России окажут ему такое доверие. Потом он должен представить мою кандидатуру в парламент, парламент должен проголосовать".
По словам Путина, он готов быть премьером весь срок президентства Медведева: "По срокам: сколько будет работать Дмитрий Анатольевич в качестве президента, и если я сам увижу, что достигаю целей, которые сформулировал сам, выступая со стратегией развития РФ до 2020 года". Президент отметил, что сам сформулировал цели развития страны до 2020 года. "Если я увижу, что на этом месте (будучи премьером) могу реализовывать эти цели, то я буду работать до тех пор, пока это будет возможно", – сказал он. Владимир Путин уверен, что Дмитрий Медведев – зрелый самостоятельный политик, который не нуждается в опеке и способен принимать решения как первое лицо.
Была затронута и тема присутствия иностранных наблюдателей на предстоящих президентских выборах. Владимир Путин прокомментировал отказ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ следить за голосованием. По мнению главы государства, Россия полностью выполняет все обязательства в рамках ОБСЕ, но не позволит навязывать себе какие-либо условия: "Те обязательства, которые взяла на себя Россия в рамках европейских структур, в том числе ОБСЕ, мы полностью исполняем. Страна исполняет то, что взяла на себя в качестве обязательств, и не обязана исполнять то, что ей пытаются навязать извне. Мы пригласили сюда 100 человек. Мы готовы были предоставить им любые возможности для работы. Им 100 мало. Им нужно приехать за год сюда, или за сколько? За три недели или за сколько? Это все их "хотелки". Они в одну страну направляют 16 человек, в другую – 20, в некоторые страны вообще считают возможным не направлять. А кого-то пытаются учить. Пусть жену свою учит щи варить!"
Уже во второй раз за последние дни Путину пришлось опровергать слухи о возможной деноминации рубля. Он говорил об этом на прошлой неделе – на заседании Госсовета. Повторил и сегодня: ничего подобного в стране не произойдёт. Ответ получился весьма убедительным: "Да врут они все. Не верьте. Ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе нет и не будет. Гарантии? Слушайте, вы чего хотите, чтобы я землю ел из горшка с цветами и клялся на крови? Это глупо просто. Нет никакой необходимости экономической. Это ничего, кроме вреда для экономики страны, не принесет. Зачем? Даже в голове нет ни у кого. Ни у правительства, ни у Центрального банка, ни у президента. Нет необходимости. Фундаментальные основы российской экономики сегодня таковы, что для этого нет никаких предпосылок, и это только вред нанесет".
Вопрос французского журналиста касался проблемы мировой безопасности. Он спросил, существует ли, по мнению Путина, угроза возвращения "холодной войны"? Путин ответил, что Россия не заинтересована в конфронтации с другими странами и старается соблюдать все международные соглашения, а если это не получается, то её вины в этом президент не видит: "Мы подписали Договор об ограничении вооружения и контроля над вооружением в Европе. Но мы же его исполнили. Мы его ратифицировали. Мы сократили все свои воинские подразделения, у нас не осталось ни одного на армейском уровне подразделения в европейской части. С Северо-Запада все вывели. Мы взяли ограничения, колониальные по своему характеру, ограничивающие движение собственных войск на своей собственной территории. Франция взяла такие обязательства? У Франции есть ограничения по передвижению своих собственных войск на своей, на французской территории? Или Америка? Смешно сказать, чтобы президент Соединенных Штатов ограничил себя в передвижении войск из Калифорнии в Техас, из Техаса – в Мэн. Бред! А мы это сделали. И что? Наши партнеры даже не ратифицировали это. А не нравится, когда мы начинаем защищать свои интересы: вот, Россия ведет себя агрессивно. Да разве мы себя ведем агрессивно? Мы что ли базу новую создали? Мы что ли третий позиционный район сделали? А Францию спросили, когда заявили о создании нового позиционного района в рамках НАТО? Кто спросил Францию-то? Шиш! Никто не спросил. Только потом начали согласовывать, в Брюсселе. Что, европейское решение? НАТОвское решение! Но мы-то должны как-то на это реагировать. Вот мы и реагируем: взяли и приостановили свое действие в ДОВСЕ. И говорим: давайте, пошевелитесь там, хватит дурака валять. Мы больше кабальных условий исполнять не будем. Давайте по-честному вести диалог, партнерский – с учетом интересов друг друга".