Москва возобновляет полноценное сотрудничество с одним из своих некогда важнейших партнеров в Латинской Америке. Президент Дмитрий Медведев в четверг принимал в Кремле никарагуанского коллегу Даниэля Ортегу. Президенты договорились вместе посетить Абхазию и Южную Осетию, высказались против американской ПРО в Европе и за строительство межокеанского канала.
Он не был в Москве почти два десятилетия. И со стороны казалось, что теперь хочет запомнить каждую минуту своего официального визита. Передвигался и говорил медленно, разглядывал интерьеры. Словно пытался оценить: как изменился Кремль.
В Советском Союзе Ортега бывал неоднократно. В 1982 году в Никарагуа из России шли танки, ракетные комплексы, вертолеты и самолеты. Объем торговли был в тридцать раз больше, чем сейчас. Никарагуа тогда – один из рубежей противостояния двух систем. Изменившийся мир потребовал смены имиджа.
И в декабре 2008 года пополневший Ортега, уже не в своих знаменитых больших очках, а в линзах. Не в военной форме, но и не в костюме. Он уже знаком с Дмитрием Медведевым – была встреча в Каракасе, но из всей российской делегации лично знает только вице-премьера Сечина, который ездил в Никарагуа. За столом переговоров Ортега казался немного растерянным: спрашивал, как же он поймет русский язык.
Девять подписанных документов. В основном, это меморандумы о намерениях: в области новых технологий, рыболовства, образования, космоса. Они подтверждали политический вектор.
"Наше присутствие в Латинской Америке, наше доброе отношение с ключевыми партнерами, к числу которых, вне всякого сомнения, относится и Никарагуа, это не какой-либо временный фактор. Это сознательный выбор. И мы будем развивать эти контакты по всем направлениям", – пообещал Дмитрий Медведев.
"Хорошие новости мы привезем в Никарагуа из Москвы. Российский народ готов крепить отношения с народом никарагуанским, мы будем вместе строить многополярный мир в интересах прогресса. И Никарагуа сможет выйти из нищеты и голода", – надеется Даниэль Ортега, президент Никарагуа.
Восемьдесят процентов населения Никарагуа живет сейчас менее чем на один доллар в день. И Ортега в непростой ситуации: Евросоюз и США уже заявили, что финансовую помощь он не получит. По идеологическим причинам. У Москвы нет задачи купить себе союзника, и объемы участия России в экономике Никарагуа определят исключительно из целесообразности.
"Мы живем в достаточно нестабильном экономическом мире, к сожалению. Я думаю, что это будут необходимые инвестиции", – заявил Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ.
В российских вузах увеличат квоты для студентов из Никарагуа, где сейчас работают более пяти тысяч выпускников советских университетов и институтов. Узнал Ортега мнение Медведева и насчет своего давнего грандиозного проекта.
"Это – проект создания межокеанского канала. Я думаю, что такого рода идея будет служить обеспечением безопасности и в Карибском регионе, и в целом в Латинской Америке, ну и в мире. Мы смотрим на этот проект с интересом", – заметил Дмитрий Медведев.
В подписанном президентами заявлении есть отдельный абзац про Южную Осетию и Абхазию. И понятно, почему.
"Хотел бы еще раз поблагодарить наших никарагуанских партнеров за позицию, связанную с признанием правосубъектности Южной Осетии и Абхазии. Это решение, безусловно, будет способствовать укреплению международного права в Мире. Мы его ценим", – резюмировал Дмитрий Медведев.
Ортега, обращаясь в телекамеры, передавал привет Южной Осетии и Абхазии. Еще благодарил Россию за гуманитарную помощь. И при этом в его жестах угадывался тот Ортега, с кадров двадцати шестилетней давности. Он вернулся, теперь вот приехал и в Москву. Которая изменилась. И хочет понять, как изменился он.