Тема:

Скандал вокруг "Артека" 14 лет назад

Битва за "Артек" не завершена

В легендарном лагере "Артек", спасенном от разорения, в понедельник началась первая смена. В конце января детский центр оказался на грани закрытия. На содержание лагеря впервые за 80 лет его существования у украинских властей не хватило денег.

В легендарном лагере "Артек", спасенном от разорения, в понедельник началась первая смена. В конце января детский центр оказался на грани закрытия. На содержание лагеря впервые за 80 лет его существования у украинских властей не хватило денег.

Это отдых, которого могло и не быть. В "Артеке" очередная, но совсем необычная смена, – первая, после вынужденного простоя. Говорили, что лагерь могут закрыть навсегда, три месяца у вожатых не было зарплат, но вот теперь здесь опять живут дети.

В понедельник на отдых приехали только украинские дети, 250 человек. Путевки, которые выкупило правительство, им выдали бесплатно, за хорошую учёбу. "Артек" для детей сейчас, как и в советском прошлом, почти чудесное место, где есть сосновые рощи, морские пляжи и настоящие горы. С позиции более взрослой и менее романтичной места здесь не просто сказочные, но еще и сказочно дорогие.

"Артек" – это двести гектаров лучшей крымской земли, с готовой инфраструктурой. Рыночная цена сотки доходит до 35 тысяч долларов. Весь лагерь может стоить около семи миллиардов долларов.

"В последние несколько лет в отношении Артека начались странные движения, которые были хорошо понятны любому, кто уже знаком с этой схемой – банкротство, а затем приватизация земли, из которой состоит Артек", – говорит политолог Владимир Джаралла.

Политологи в Крыму об "Артеке" теперь знают ничуть не меньше, чем вожатые отрядов. Детский лагерь стал еще одним поводом выяснения отношений между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. Президент наложил вето на закон об "Артеке", принятый Верховной радой, в котором записано, что землю лагеря продавать запрещено.

"Раз Тимошенко выступила на защиту, то Ющенко теперь создает для нее проблемы. В частности, под надуманным предлогом о том, что грузовики будут ездить по территории лагеря, и это может создавать какие-то проблемы. Он просто отказался подписывать закон об "Артеке", – рассказывает Владимир Джаралла.

Даже пока под законом нет подписи украинского президента, деньги в лагерь идут, правительство вновь стало выкупать путевки. Это произошло уже после того, как воспитатели голодали, чтобы привлечь к проблеме внимание, а из двух десятков стран в Киев пришли письма бывших артековцев, ставших теперь влиятельными людьми в своих государствах.

"Самый большой успех всего, что происходило последний месяц, – мы стали семьей. Мы поняли то, что в Артеке невозможно разделить детей на русских, украинцев, белорусов или поляков, потому что это дети. Они находят общий язык. Я думаю, это показывает и взрослым, в какую сторону двигаться", – считает Борис Новожилов, директор "Артека".

За "Артек" боролись и в России. Лагерь "Орлёнок" – основной конкурент "Артека" на Чёрном море, перечислил коллегам 200 тысяч рублей, когда украинские власти перестали начислять зарплату вожатым.

"Когда наши сотрудники узнали, что "Артек" в такой сложной ситуации, то приняли решение перечислить однодневный заработок. Сотрудники "Артека" приняли это с благодарностью", – заявил директор "Орленка" Александр Джеус.

Исчезнуть тихо "Артек" просто не мог – всё-таки это целая "детская республика", как раньше называли лагерь. После череды скандалов его работу все же возобновили. И сейчас, по крайней мере, на словах, и президент, и премьер-министр сходятся в одном: распродавать эту территорию не должны.

Прежде "Артек" никогда не прекращал работу. Даже во время Великой Отечественной войны, когда лагерь эвакуировали на Алтай, в нем отдыхали дети. И только в этом году он на несколько месяцев опустел. Сейчас работу возобновили, но мало кто сомневается в том, что битва за "Артек" еще не завершена, ведь участки черноморского побережья не стали менее лакомыми. Поэтому, когда шум утихнет, наверняка появятся желающие за них побороться.