Черкизовский рынок в пятницу вновь оказался закрытым. У ворот огромного торгового города с утра толпились продавцы и владельцы точек, но попасть внутрь им не удалось. Впрочем, больше всех открытия рынка ждут те, кто остался запертым на его территории.
Торговцы по привычке пришли к 6 утра. Оптово-розничная ярмарка – она же Черкизон, Черкиз или Черкиз-базар – в это время всегда уже шумела. Но и после закрытия место не пустует. Люди рассредоточены вдоль забора со стороны улицы. Охрана скучает, по сотому разу осматривая свои будки. Стоят пустые автобусы "очень дальнего следования". Два слова, прозвучавшие в четверг, заставили в пятницу всех прийти к рынку. Заветное "может быть" журналисты пересказали со слов "достоверного источника в Роспотребнадзоре". "Может быть" не случилось. Рынок закрыт.
"Если вы хотите закрыть – закройте. Но не обманывайте людей, – говорит продавщица. – Страдают не только люди, страдают и российские фабрики, которые находятся в разных городах. Насчет закрытия казино предупредили за два года, предупредите и здесь людей!"
Непредупрежденные стали бродить по окрестностям. Те, кто снимает жилье рядом, всё прекрасно видят из окон и балконов, можно ли идти работать или нет. Остальным остается гулять. Правда, особо не разгуляешься среди пеших нарядов милиции и без денег. Люди толпятся в сквере, собрались группами по этническому признаку.
"У меня на рынке остались документы. Не только у меня. У всех – и у китайцев, и у вьетнамцев", – рассказывает киргизка.
"Денег нет, все кончились", – жалуется на корявом русском языке уроженка Вьетнама.
Когда рынок еще был открыт, в его недрах вьетнамцы жили и работали единым фронтом. Рассказы о городе в городе передавались из уст в уста. А сейчас говорят, что немалая часть вьетнамцев на рынке и остается: не выпускают, да и идти некуда. Проверить это невозможно, ведь на рынок тоже не пускают.
Нарушения, найденные на рынке, можно устранить за неделю-другую. Это информация из того же источника, который говорил о возможном сегодняшнем открытии Черкизовского. Другой информации просто нет. Все ведомства, как-либо связанные с проверками на рынке, либо молчат, либо отключили рабочие телефоны.
"Имейте благоразумие. Вы нарушили связи, которые существовали более 15 лет. Если есть какие-то недостатки, надо устранять их популярными методами, но нельзя так обращаться с нами. Мы сейчас остались в полном неведении, не знаем что делать", – говорит украинка.
Люди возле забора оптово-розничной ярмарки долго не расходились. И хотя большая часть поняла всё во второй половине дня, многие так и остались бродить до вечера по окрестностям.