Александр Лукашенко уже грозит выставить таможню на российской границе. А что, собственно, с белорусским молоком? 93% всего, что производит Белоруссия из молочного, идет на российский рынок. Судя по заявлениям санитарных властей, этот товар пойдет из Минска в Россию только после того, как будет отвечать российским стандартам. Вот и весь результат.
Даже благоприятный летний период не спасает – июньские удои почти в два раза превышают, например, ноябрьские, но отечественные животноводы о повышении доходов и не помышляют. Закупочная цена на молоко, ключевой для отечественного сельского хозяйства продукт, практически сравнялась с себестоимостью, вот и пришлось животноводам из Мордовии, как и их коллегам по всей России, снижать и без того урезанные до минимума затраты на производство – не для того чтобы больше заработать или расплатиться по кредитам, а чтобы просто выжить.
"Стараемся себестоимость одного литра молока довести до 7 рублей за литр молока. У нас платят 8-10 рублей. Но это все очень дешево. За такой труд реализацию молока надо увеличить", – сказала Галина Ивашкина, заместитель директора сельхозпредприятия.
"Еле-еле на корм хватает, да и на бензин тоже, – говорит другой руководитель сельхозпредприятия Валерий Соловьев. – Концы с концами еле-еле сводим".
Как увеличить закупочную цену, когда рынок предлагает продукт практически на треть дешевле? Из-за дешевизны белорусского сухого молока экспансия достигла таких масштабов, что к июню соседи-союзники контролировали уже две трети всего молочного импорта. И объемы продолжали нарастать, ведь, дотации, которые Белоруссия предоставляет своим производителям молока, достигают 25% и более чем в 8 раз превышают российские. Это при том что определенные межправительственными соглашениями квоты на закупку белорусской молочной продукции и в прошлом году, и в текущем превышены почти в полтора раза.
В то самое время как после реализации национального проекта отечественное сельское хозяйство только стало возрождаться, вместо рыночного формирования цены получаем демпинг, а взамен самого рынка – применение известной технологии по его захвату, когда благодаря господдержке и замене ингредиентов на более дешевые, окончательная цена часто оказывается даже ниже себестоимости, ровно так, как в случае с белорусской молочной продукцией.
"Это дает возможность открыто демпинговать на российском рынке. Мы ставим под серьезную угрозу возможность хорошего прогнозируемого развития молочного животноводства нашей центральной территории России. Белорусы тоже пошли по пути удешевления стоимости продукта через замену молочного жира жирами молочного происхождения, главным образом тропических растений. И вот этот фальсификат, который поступает на российский рынок, позволяет в еще большей степени удешевлять готовую молочную продукцию", – заявил Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России.
Почему требования российского законодательства по поставкам молока и молочной продукции белорусские производители так и не выполнили, не ясно. О том, что с 17 декабря 2008 года, согласно новому техническому стандарту, молоком в России не может называться продукт, содержащий даже ничтожную долю сухого порошка, белорусам стало известно одновременно с российскими коллегами.
Еще год назад, когда закон был только принят, отечественные молокопереработчики стали тратить внушительные средства на сертификацию и изготовление новых упаковок. Как результат – увеличение себестоимости, снижение конкурентоспособности. Минск же, в свою очередь, продолжал поставлять продукцию, не соответствующую вступившим в силу нормам.
"Год мы терпели. И сейчас увещевания типа вы нам разрешите, а мы потом сделаем не могут быть приняты. А что же вы, извините, делали год или хотя бы полгода?! Это тоже огромный срок! И ведь пока речь идет лишь об официальной документации, не требующей изменения технологии, не требующей дополнительных усилий. Просто приезжай, прочти закон и сделай так, как требует закон России. Когда-то же надо начинать исполнять законы" – сказал главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.
На сегодняшний день новым российским стандартам отвечает лишь десятая часть белорусской молочной продукции. Чтобы привести в соответствие остальную, 15 июня в Москву на переговоры вместе с правительственными экспертами прибудут и белорусские производители. Разговор без посредников, напрямую, считают в российском правительстве, позволит быстрее решить возникшие проблемы.
"Как только они предоставят нам документацию, подтверждающую качество продукции, безопасность ее потребления, конечно, мы будем продолжать дальше работать. Подписанный баланс уже есть в соответствии с необходимостью на нашем рынке. И далее мы будем работать, чтобы исключить те позиции, которые невыгодны для российской стороны", – заявила Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ.
Минсельхоз Белоруссии, в свою очередь, пока переориентирует своих производителей на выпуск молочной продукции с длительным сроком хранения и пытается расширить рынок сбыта. И все же без возвращения российского потребителя ситуацию нормализовать вряд ли удастся. Все страны СНГ вместе взятые белорусских молокопродуктов закупают в 30 раз меньше, чем одна Россия.