В понедельник в Южной Осетии завершаются памятные мероприятия, посвященные жертвам грузинской агрессии. Год назад, в ночь на 8 августа, начался обстрел столицы республики. Тогда в результате нападения погибли сотни мирных жителей и десятки российских миротворцев. Цхинвал превратился в руины. Хотя сегодня город практически полностью восстановлен, еще слишком многое напоминает о тех трагических событиях.
Год спустя Цхинвал постепенно залечивает раны. Здесь еще многое напоминает о войне. Она еще долго будет в памяти осетин. Таймураз Джиджоев год назад провел для нас экскурсию по родному городу, рассказывая о нем в прошедшем времени. Мы видели пустынные улицы и напряженные лица горожан. Скорбь в те дни, кажется, витала в воздухе. "В те дни люди вышли из подвалов, 11-го и 12-го августа. И когда входишь в парк, то там был запах свежей смолы. Как будто природа плакала, как слезы у деревьев", – вспоминает он.
Центральный сквер города, который год назад был усыпан осколками артиллерийских снарядов и завален изуродованными деревьями, сейчас стал главным местом встречи молодежи Цхинвала. "Прошел почти год, и люди живут своей мирной жизнью. Дети, молодежь. Люди встречаются, любовь не остановить, она продолжается. Вот, посмотрите", – с верой в будущее рассказывает Теймураз.
Сейчас в Цхинвале работают магазины, кафе и рестораны, есть интернет-кафе, а на городских рынках идет бойкая торговля. А год назад разрушенный город оказался еще и в тяжелейшем гуманитарном кризисе. "До августа возили к нам зелень, помидоры. Всё – из Грузии. Теперь все прикрылось. Тут уже наши местные умельцы, и российские начали привозить из Кабарды, из Северной Осетии – и жизнь тихо вошла в свое русло. Вот уже и московский квас появился. Уже пробуем его", – с удовольствием рассказывает Теймураз. Но его настроение резко портится, когда мы подъезжаем к улице Героев. Кадры, которые облетели весь мир, были сняты здесь год назад. Одурманенные предвкушением легкой победы, грузинские солдаты, как в тире, стреляли по жилым домам из крупнокалиберных пулеметов, снимая все на камеру мобильного телефона. "Та самая запись. Помните? Который в бешенстве людей расстреливал. Вот здесь он поворачивал, сюда они стреляли. Разбили магазин, квартиру. Здесь они несколько машин подбили. Одним словом, это фашизм", – возмущается Теймураз, вспоминая видеозапись тех страшных событий.
Западная часть города, въезд со стороны села Хетагурово. Именно по этой дороге грузинские танки и пехота пытались войти в Цхинвал. Окрестные дома здесь видны, как на ладони. Танки били по жилым кварталам прямой наводкой. Шансов выжить у тех, кто оборонял город, практически не было, но они выживали и продолжали сдерживать натиск грузинских солдат. "Кто-то метил в девятый этаж, кто-то – в чердачное помещение. Вот там, где зеленое, девятый этаж и над ним. Рассказывали, что когда танки грузинские стреляли, из этих домов кто-то стрелял в них, один, и он постоянно менял позиции", – покзывает Теймураз места событий годичной давности.
Блицкриг у грузинских солдат тогда не получился. Подоспевшие отряды ополченцев отбили атаку. Сейчас на месте жесточайших боев установлен православный крест. "Это охранный крест, охраняющий город. Насколько я знаю, с четырех сторон город будет обнесен такими крестами", – поясняет Теймураз.
Разрушенное здание на улице Московской сейчас восстанавливается, а год назад вся эта площадь была объята огнем. От разрывов танковых снарядов здание раскачивалось, как игрушечное. Пожалуй, именно здесь грузинские войска получили первый отрезвляющий удар. "Это Дом профсоюзов в советские времена был. Потом здесь располагались некоторые министерства и ведомства. Год назад этот перекресток стал кладбищем для грузинских танков. Вот башня одного из них. Тогда сдетонировал весь боекомплект. Как видите, башню до сих пор не убрали", – продолжает свой рассказ Теймураз. В панике грузинские войска покидали Цхинвал, стреляя во все, что попадалось на пути. Университет, школы, детские сады. Единственный в Южной Осетии научно-исследовательский институт был расстрелян всего с нескольких метров. "Это стрелял как раз грузинский танк. Зачем стрелять в научно-исследовательский институт? Нужно было уничтожить историю Осетии и сказать, что это была земля грузин. Хотя земля ничья – ни твоя, ни моя, ни кого-либо еще. Это земля божья, которую Бог дал людям", – уверен Теймураз.
Каждый осетин свою землю считает святой. И каждый уверен, что именно Бог, Россия и боевой дух осетинских солдат помогли сохранить эту маленькую, но поразительно красивую республику.