С призыва оберегать себя и других от угрозы заражения "свиным гриппом", почаще мыть руки и не пользоваться общественным транспортом при наличии признаков простуды начал в среду вечером свою пресс-конференцию в Белом доме президент США Барак Обама.
Закончил он ее через час заверениями в том, что его совершенно не привлекает роль "крупнейшего акционера" ведущих финансовых и автомобилестроительных компаний страны, получающих сейчас антикризисную поддержку государства.
Столь же широким был и спектр проблем, от общеизвестных до неожиданных, которыми Обаме и его демократической администрации пришлось заниматься в первые 100 дней пребывания у власти. Именно этой дате и была посвящена встреча с прессой, в ходе которой президент сказал пространное вступительное слово и ответил на 13 вопросов.
Обама, в частности, посетовал, что в "нормальных условиях" Белому дому приходится иметь дело с 2-3 крупными проблемами одновременно, а на его долю пришлось уже 7-8 таких проблем. По его словам, это стало для него одним из главных "сюрпризов" в работе на высшем государственном посту. "Встревожило", а точнее "отрезвило" его больше всего сознание того, как трудно прокладывают себе дорогу в Вашингтоне политические перемены.
"Очарованным" президент США за первые 100 дней ничем особо не был, а скорее испытывал "глубокую признательность" к американским военнослужащим, а также к своей собственной команде. Наконец, чувство "смирения" он испытал от осознания того, что при всем своем могуществе президент США не может "одним нажатием кнопки" подчинить себе частный бизнес и остальные ветви власти. Это же чувство охватывает его и когда он вспоминает о "долготерпении" американского народа в условиях кризиса.
Вопрос о самых ярких эмоциональных впечатлениях от первых 100 дней Обама под смех зала даже записал, прежде чем на него ответить, по обыкновению, подробно и обстоятельно. Обама буквально излучал на пресс-конференции уверенность в себе и сдержанный оптимизм, даже при обсуждении нерадостных тем. А они сейчас в США в целом, конечно, преобладают, хотя президент и подчеркивал, что при нем к народу вернулась уверенность, что страна движется в целом в правильном направлении.
По поводу того же "свиного гриппа" Обаму спрашивали, не пора ли закрыть границу с Мексикой. Он в ответ сказал, что, по словам специалистов, делать это в любом случае уже поздно. Он призывал проявлять "разумную осторожность", но при этом "не поддаваться панике". Как и в случае с экономическим кризисом, он заверял, что правительство сделает "все необходимое" для борьбы с очередной напастью.
В контексте обсуждения кризиса репортер из автомобильной столицы США – Детройта интересовалась отношением главы государства к возможности банкротства компании Chrysler. Обама сказал, что он сейчас "более оптимистично", чем еще месяц назад, оценивает шансы на то, что Chrysler может остаться "жизнеспособной компанией". С другой стороны, он назвал "осмотрительным шагом" подачу руководством автоконцерна документов, открывающих путь к процедуре банкротства.
Позже, высказываясь по поводу своей нежеланной "акционерской" роли в различных компаниях, Обама сказал, что видит свою главную задачу в том, чтобы "как можно скорее уйти" из их капитала и тем самым от этой роли избавиться. "Я не хочу руководить автомобильными компаниями, не хочу руководить банками. Я и так уже двумя войнами руковожу", – сказал он.
Об этих войнах – в Ираке и Афганистане – на пресс-конференции говорились вещи очевидные или общеизвестные. Зато о Пакистане был задан довольно острый вопрос – готов ли президент "заверить американский народ", что "в случае необходимости" США сами возьмут под защиту пакистанский ядерный арсенал и не допустят доступа к нему экстремистов из движения "Талибан" (запрещена в РФ) или даже из террористической группировки "Аль-Каид (запрещена в РФ)а".
В ответ Обама выразил уверенность в том, ядерное оружие в Пакистане охраняется надежно. Он признал, что "гражданское правительство в Пакистане – хрупкое", и талибы оказывают на Исламабад сильное давление. Однако, продолжил хозяин Белого дома, за безопасное хранение ядерных боеголовок отвечают пакистанские военные, которые "полностью осознают опасность попадания ядерного оружия в руки экстремистов" и "хорошо взаимодействуют" с американскими коллегами. Кстати, у пакистанских военных, по мнению президента США, крепнет и сознание того, что главная угроза для их страны исходит сейчас не от Индии и вообще не извне, а изнутри, со стороны тех же "вооруженных воинствующих экстремистов".
По-настоящему задуматься президента заставил на пресс-конференции, пожалуй, только один вопрос – о пытках. Конечно, дело не в двусмысленном отношении Обамы к истязаниям людей – он охотно подтвердил, что отказ от таких истязаний в конечном счете усиливает, а не ослабляет национальную безопасность США. Но репортер поставил вопрос очень грамотно: считает ли действующий президент, что пытки санкционировались предыдущей администрацией?
Вот это уже для США очень "скользкая" тема. Многие сторонники Обамы призывают его привлечь прежних руководителей страны к ответственности за их "противоправные" действия, в том числе и по части разрешения пыток – например, методом имитации утопления. Действующий президент обычно в ответ призывает "смотреть вперед, а не назад". На сей раз он сначала вообще обошел "горячий" вопрос молчанием, а затем, в ответ на дополнительное напоминание, признал, что "имитация утопления – это пытка". При желании это можно рассматривать, как косвенное подтверждение того, что президент в принципе не исключает будущего суда над виновными.
Как передает ИТАР-ТАСС, по поводу главной темы – о выводе страны из кризиса – Обама заявил, что "рад достигнутому прогрессу" в оздоровлении экономики, но по-прежнему "не испытывает удовлетворения". "Мы взяли хороший старт, – сказал он. – Однако это – только лишь старт".
Политологи и пресса в США в один голос утверждают, что свои первые 100 дней в Белом доме Обама отработал весьма достойно. Теперь ему важно не сбавлять темпов, и именно это он на своей пресс-конференции прежде всего и обещал.