Стив Балмер: Microsoft потратит на новые разработки 9 миллиардов долларов

Компания Microsoft первые в истории пошла на частичное сокращение персонала, но сокращать вложения в исследования и разработки новых программ компания не собирается. О том, что сейчас происходит с рынком высоких технологий, в интервью каналу "Вести" рассказал гендиректор Microsoft Стив Балмер.

Компания Microsoft первые в истории пошла на частичное сокращение персонала. Причина – глобальный кризис. А вот сокращать вложения в исследования и разработки новых программ компания не собирается. В этом году американский гигант потратит на это 9 миллиардов долларов. О том, что сейчас происходит с рынком высоких технологий, и успевает ли Россия за мировыми трендами, в интервью каналу "Вести" рассказал генеральный директор Microsoft Стив Балмер.

- Господин Балмер, добро пожаловать в Москву. Вы приезжаете сюда уже не в первый раз. Большое спасибо вам за то, что нашли для вас время. И, конечно же, начнем с глобального финансового кризиса. Как повлиял он на компанию Microsoft?

- Глобальный экономический кризис отразился на работе практически всех отраслей, практически любой компании. И совершенно также наша отрасль, наша компания не имеет иммунитета против этого. Я считаю, что причина кризиса во многих частях мира состоит в том, что брать в долг было слишком дешево. Будь то компании или частные лица, люди брали средства взаймы и потом как-то их использовали. Компании инвестировали в информационные технологии, в другие капитальные инвестиции. Потребители покупали персональные компьютеры и другие дорогостоящие вещи. Сейчас здесь, конечно, наблюдается некоторое сокращение, в том числе и размера рынка персональных компьютеров. И это отразится и на нашей выручке. С точки зрения компании, мы приняли решение сократить затраты, по крайней мере, темпы роста своих затрат. Мы впервые за свою историю высвободили рабочую силу. В то же самое время мы приняли решение сохранить уровень инвестиций на достаточно высоком уровне. Мы потратим 9 миллиардов долларов на исследования, разработки в этом году. Это больше, чем тратит на них любая другая компания в мире.

- Собираетесь ли вы вносить какие-то еще изменения в вашу стратегию в будущем?

- Я бы не сказал, что есть какие-то изменения в стратегии. В конечном итоге мы сегодня такие же оптимисты, какими были до кризиса – в том, что касается возможностей программного обеспечения, возможностей инноваций, которые дает программное обеспечение, в создании телефонов, персональных компьютеров, телевидения. Чтобы они, все эти устройства, понимали ваш голос, ваши жесты, что вы действительно имеете в виду. И мы будем продолжать инвестировать в эти изобретения.

- Ваша компания уже давно работает в России. Каким Microsoft видит свое будущее у нас в стране?

- Мы здесь наблюдаем потрясающий рост, развитие, настоящий взрыв российского рынка. И это происходило за последние 4-5 лет. Я всегда предсказывал, что это произойдет. Россия – это крупная страна, где люди очень грамотные, образованные, в том, что касается математики, науки и техники. Но за последние 4-5 лет наблюдался настоящий бум. Так же, как Microsoft, они не имеют иммунитета от экономического кризиса. Я знаю, что он сказался и на России. Тем не менее, мы ожидаем, что будем продолжать видеть достаточно большой рост индустрии информационных технологий, индустрии электроники здесь, в России.

- Видите ли вы какие-нибудь специфические, сугубо российские препятствия для этого развития?

- Я бы сказал, что на этот вопрос надо ответить нет. С учетом размеров страны, инфраструктура широкополосного доступа развита достаточно хорошо. Я уверен, что если бы я здесь пожил, то мне рассказали бы, где и что можно улучшить. Но с учетом размера страны инфраструктура широкополосного доступа достаточно хороша. Население достаточно грамотно. Люди понимают пользу и ценность. И я считаю, что мы увидели значительный прогресс за счет мер, которые принимает правительство по защите интеллектуальной собственности и по борьбе с пиратством. И это идет на пользу не только Microsoft, но и российским компаниям, разработчикам ПО. Я считаю, что на рынке есть много полезных элементов. И я считаю, что просто наша компания и вся отрасль должна создавать новый продукт для того, чтобы привлечь российского потребителя.

- Как вы относитесь к проверкам Федеральной антимонопольной службы, которая заинтересовалась компьютерами с предустановленным программным обеспечением Microsoft. Не только в России антимонопольные службы недовольны тем, как ваша компания действует на рынке.

- Мы в течение многих лет работаем, и хорошо работаем во многих странах в направлении обеспечения требований властей и антимонопольных органов. И, естественно, вопросы, которые будет поднимать Россия с точки зрения борьбы с монополизмом, они будут выполняться нашей компанией, какие бы мнения здесь не высказывались.

- Пиратство в России – это огромная проблема. Как вы боретесь с пиратством здесь, и как вы боретесь с пиратством в Соединенных Штатах?

- Пиратство в программном обеспечении – это проблема в любой стране. В Китае, например, эта проблема имела больший масштаб, чем в России. В России 3 года назад она имела больший масштаб, чем сегодня. И сегодня она имеет больший масштаб в России, чем, например, в Германии и Соединенных Штатах. Я думаю, решение этой проблемы носит комбинированный характер. Например, через образование людей. Что это означает? Большинство людей хотят быть легальными пользователями. Надо сделать так, чтобы и цены были разумными и доступными. Это и вопрос работы с государством, с преследованием нарушителей. Это большая проблема. Как, собственно, и другие меры по борьбе с пиратством. Но, как я сказал, мы действительно увидели, что в России ситуация с пиратством значительно улучшилась. Хотя и остается еще много чего сделать.

- Ваша компания создает продукцию, как для других компаний, так и для частных пользователей. Что вы можете сказать о новых продуктах Microsoft, которыми вы можете гордиться.

- У нас появилась новая версия Internet Explorer. Internet Explorer-8. Он работает быстрее, он более безопасен для навигации по Интернету, чем все, что было раньше. И он дает новые возможности. Мне это очень нравится. У нас новая версия Windows появляется, Windows-7, очень скоро появится на рынке. И думаю, что людям действительно очень понравится, что мы там сделали, с точки зрения пользовательского интерфейса, с точки зрения производительности. Это будет действительно очень приятный продукт. Я считаю, многие люди даже не знают, что сейчас имеется целый спектр телефонов, которые работают на программном обеспечении Windows даже здесь, на российском рынке. Это называется Windows Mobile. Работает на телефонах от Samsung, от LG, от многих других производителей. Они поставляют эти телефоны через крупных операторов мобильной связи здесь, в России. Меня это тоже очень воодушевляет. Мы хорошо конкурируем в области поиска. Так что теперь не только с Google, мы знаем, что в России Yandex очень хорошо, успешно работает. Очень много интересных вещей. Мы недавно вывели на рынок Xbox. У нас очень мощное сообщество российских любителей игр. И меня очень воодушевляет перспектива этого продукта не только для бизнеса, но и для простых потребителей, таких, как вы и я.

- Вы рассказали нам о том, как кризис повлиял на работу компании Microsoft. А как он отразился на всем глобальном рынке высоких технологий?

- Я не верю в то, что экономический кризис значительно замедлит темпы инноваций в области технологий. Если посмотреть на то, что происходит, большинство компаний в нашей отрасли резко сокращают исследования в разработке. Точнее, выводят их на стационарный уровень. Если посмотреть на венчурное финансирование, вложение в стартапы, они сокращаются. Но тут можно сказать, что лучшие идеи, самые крупные идеи, они все равно получат финансирование. Четвертая или пятая копия одной и той же идеи, может, не получит финансирования. Но хорошая идея, я считаю, по-прежнему найдет источник. Может быть будет некоторое замедление в темпах инноваций. Но я считаю, что оно будет относительно незначительным.

- Вопрос о вашем конкуренте, компании Apple. Наверное, эти вопросы вас уже раздражают.

- Нет, они меня не раздражают.

- Тогда скажите, как вы оцениваете их работу? Как, по-вашему, у них идут дела?

- Они очень хорошо поработали, отдаю им должное. Что касается Mac – это любопытное дело, потому что для него меньше программ, это более дорогой продукт. Я думаю, что людям просто иногда кажется, что само изделие лучше выглядит. Ну, это, конечно, немножко расстраивает. Но между нами с вами, с учетом наших партнеров производителей техники, могу сказать, что нет ни одной причины, почему мы могли бы проиграть борьбу с Mac.

- Вы сказали мне, что приезжаете в Россию уже в седьмой раз. Что привлекает вас в нашей стране?

- Россия – это одна из крупнейших и самых значимых стран в мире. С любой точки зрения. Но уж совершенно определенно в области техники и технологии. Будь то технические средства, которые приобретают россияне, или возможности инженеров и ученых здесь, в России. Мы только сегодня объявили о формировании партнерских отношений с институтом космических исследований Российской академии наук по совместным исследованиям в области изменений климата и так далее. Это очень важное место, не просто важный рынок. Я стараюсь приезжать сюда регулярно. И по бизнесу все мои поездки приводили меня в Москву, никто меня не выпускал за границы Москвы. Но я здесь бываю и по личным делам. И ездил, например, в Санкт-Петербург.