В Южной Осетии по крупицам восстанавливают уникальное историко-культурное наследие, разрушенное в ходе грузинской агрессии. Тогда, в августе 2008 года, сгорели множество исторических зданий, и теперь их приходится отстраивать заново.
Министерство культуры Южной Осетии полностью сгорело в ходе грузинской агрессии. Сейчас сотрудники ютятся в номерах полуразрушенной гостиницы. Нелли Табуева – заведующая отделом по охране памятников. Во время страшных августовских событий с больной матерью на руках, так же как и другие цхинвальцы, она пряталась в подвале. Теперь, с трудом сдерживая слезы, рассматривает фотографии, сделанные ею в еще горящем городе.
Памятник осетинскому ученому Васо Абаеву закрыт покрывалом. Смотреть на то, что сделали с ним грузинские военные, без содрогания невозможно. Нелли Георгиевна рассказывает, что над монументом надругались целенаправленно. "Это геноцид, явный геноцид, – говорит Нелли Табуева. – Их раздражало, что у нас – такой великий ученый мирового уровня ученый".
Если памятник ученому еще можно восстановить, то дом-музей Абаева разрушен до основания. Вместе с домом безвозвратно утрачены уникальные документы и личные вещи. Нелли пыталась спасти хоть какие-нибудь предметы, но было уже поздно. Ее фотоаппарат успел запечатлеть только руины. "Когда уничтожают твою историю, твою культуру – это страшно, это ощущение катастрофы", – продолжает Нелли Табуева.
Православный храм в Цхинвали чудом устоял под шквальным огнем. В строении XII века во время обстрелов прятались десятки людей. Епископ Аланский Георгий вспоминает, что первая, кого он увидел, когда вышел из церкви, была Нелли Табуева.
"Помню, как Нелли Георгиевна несется по улице и плачет, говорит, что храм рухнул, – вспоминает священник. – Она несется к храму, но когда она увидела, что храм цел более и менее, она ходила вокруг него как маленький ребенок. На ее лице была и печаль, и радость, и слезы".
Изо дня в день Нелли Георгиевна обходит разрушенные грузинскими снарядами памятники истории Осетии. Спасти их из-под массированного огня танков и установок "Град" было невозможно. Теперь то, что сохранилось, Нелли Табуева собирает по крупицам, но большую часть утраченного придется отстраивать заново. Однако эта хрупкая женщина уверена, что справится с такой нелегкой задачей. Главное, говорит она, уникальное историко-культурное наследие Осетии должно быть полностью восстановлено.