В Германии стартовала предупредительная забастовка сотрудников автоконцерна Opel. По всей стране проходят многотысячные акции и митинги. Рабочие недовольны решением американского автогиганта General Motors вопреки всем договоренностям не продавать Opel консорциуму Magna и Сбербанка. Вместо этого компания огласила план самостоятельного спасения немецкого автопроизводителя. Правда, для его осуществления GM опять нужны деньги Берлина.
Сегодня утром вместо того, чтобы встать к конвейеру, рабочие четырех заводов Opel вышли на улицы. Их обманули: обещали нового владельца, который сохранит им работу, а вместо этого снова неопределенность.
- Мы хотим бороться за нашу работу.
- Почему вы так злы?
- Нас обманули. И федеральное правительство тоже.
"Хорошо, что после выборов", – должно быть, подумала Ангела Меркель, когда в самолете, летящем из Вашингтона в Берлин, ей сообщили, что General Motors передумал продавать Opel. А может, и не подумала: ведь срыв сделки, в которой многие видели единственный шанс спасти компанию, – самый страшный кошмар для канцлера автомобильной страны Германии. В общем, остается гадать, потому что госпожа Меркель до сих пор не нашла слов, чтобы публично выразить свое новое отношение к Совету директоров General Motors. За нее пока говорят другие.
"Последствия и время принятого сегодня GM решения ужасны. Нельзя так относиться к будущему и судьбам людей", – заявил Франк-Вальтер Штайнмайер, председатель Социал-демократической партии Германии, с октября 2007 по октябрь 2009 г.- вице-канцлер Германии.
"Они заставили нас поверить в то, что на самом деле не случится. В то время, как в конгрессе канцлера Меркель встречали аплодисментами, государственная General Motors щелкнула нас по носу", – сетует Грегор Гизи, председатель Левой партии Германии.
Ангелу Меркель, и правда, хорошо принимали в конгрессе, но подножка, которую американцы поставили на прощание, красноречивее аплодисментов говорит о состоянии межгосударственных отношений. И это выше понимания немецких политиков.
"Я лично затронут и разгневан этим решением американцев. Мне трудно понять его не только потому, что партнеры, которые хотят иметь друг с другом серьезные отношения, так не поступают, но и потому, что переговоры, которые длились год, оказались пустой тратой времени", – возмущается Роланд Кох, премьер-министр федеральной земли Гессен, где расположены штаб-квартира Opel и его головное предприятие.
Гнев Коха понятен. Magna и Сбербанк обещали сохранить рабочие места, и профсоюз даже согласился с сокращением зарплат. Несостоявшиеся инвесторы теперь останутся при деньгах, а над четырьмя немецкими заводами Opel нависла угроза закрытия: антикризисные методы GM известны. "Что будет с Opel, теперь, в общем, ясно: сокращение расходов из-за падения рынка сбыта, постоянно вопросы о жизнеспособности предприятия и сохранении рабочих мест", – уверен Армин Шилд, представитель профсоюза концерна Opel в Германии.
Для начала General Motors собирается сократить 10 тысяч рабочих мест в Европе. Потому что из тех 50 миллиардов свеженапечатанных долларов, которые GM получила в начале года от федеральной резервной системы, теперь осталось только 12. И Opel – как соломинка для утопающего. Хватит ли ему плавучести, когда GM вцепится в него всем своим почти мертвым грузом?
Это уже кризис, но пока не внутриполитический. Хотя, вполне вероятно, он станет им, если с Opel случится что-то плохое. Вот тогда тем 25 тысячам немецких рабочих, которые сегодня сердятся на далеких американцев, определенно, захочется найти виноватых поближе.