Московский адвокат Маркелов вел целый ряд громких дел последнего времени, и в том числе против националистов и неофашистов, а также занимался правозащитной деятельностью. Убийство в людном месте в центре города было слишком демонстративным и немедленно вызвало общественный резонанс. Версия о причастности к этой расправе радикальных националистов с самого начала была приоритетной.
Никиту Тихонова привезли в суд под усиленным конвоем. Его лицо полностью скрывала маска, и даже в зале, пока там находились журналисты, маску с подозреваемого не сняли. Одет Тихонов был тоже весьма своеобразно – широкие брюки и куртка, напоминающие тюремную одежду, однако никаких бирок на одежде не было.
Заседание суда проходило в закрытом режиме. Впрочем, уже по тому, какие меры безопасности были приняты, было ясно – ходатайство об аресте Тихонова скорее всего будет удовлетворено.
19 января 2009 года. Последняя пресс-конференция адвоката Станислава Маркелова. Анастасия Бабурова что-то быстро помечает в своем коммуникаторе. За Маркеловым следили от Независимого пресс-центра. По версии следствия, за эту часть преступления отвечала еще одна задержанная – 24-летняя Евгения Хасис.
Никита Тихонов – это как раз тот, кто стрелял в адвоката Маркелова и журналистку "Новой газеты" Анастасию Бабурову возле дома №1 по улице Пречистенка. Потом убийца спускается в метро. Расчет верный: мало кто обратит внимание на человека в темной куртке, вязаной шапке и джинсах. Таких в подземке тысячи. Но именно в этом случае Тихонова засекла камера наблюдения на станции "Кропоткинская".
Важная деталь: убийство произошло не в глухом переулке, где удобнее, а на улице, где полно людей. Многие сразу заметили – это напоминает вызывающе публичную казнь.
Изначально рассматривалось несколько версий убийства. Но так или иначе месть ультранационалистов была в числе основных. Ведь Маркелов представлял интересы семьи Эльзы Кунгаевой – чеченской девушки, убитой полковником Будановым. Маркелов был не только адвокатом, но и активным участников антифашистского движения.
На то, что к убийству причастны ультраправые боевики, намекали следователи. Об этом говорили и коллеги Анастасии Бабуровой. "Это серьезные люди с идеологией, с оружием. Это не те, которые в "гриндерах" по подъездам антифу месят, – указывал еще в начале этого года Дмитрий Муратов, главный редактор еженедельника "Новая газета". – И мне странно, что спецслужбы не могут нам рассказать, что из себя представляет фашистское подполье".
Почти все нацистские организации имеют залы для тренировок, а на природе изучают огнестрельное оружие и рукопашный бой, учатся строить замаскированные блиндажи. Среди ультраправых групп самыми опасными считаются так называемые "автономщики". Именуют себя они по-разному: "Боевая организация русских националистов", "Национальное сопротивление", "Славянские сепаратисты".
Это сплоченные нацистские ячейки по пять-семь человек, которые встречаются лишь для того, чтобы совершить очередное нападение на иностранца. Большинство нераскрытых жестоких преступлений против приезжих как раз на счету таких групп. И следствие не исключает, что Евгения Хасис и Никита Тихонов причастны не только к убийству на Пречистенке.
"Следствие проверяет причастность Тихонова и Хасис к совершению других преступлений. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на закрепление доказательств вины обвиняемых, в том числе назначены судебно-психиатрические экспертизы Тихонову и Хасис", – сообщил Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ.
По всей видимости, оперативники и следователи собрали достаточно доказательств причастности задержанных нацистов к убийству Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. И если правда у нацистов было изъято много оружия, то они его где-то купили. И, возможно, не только для себя, но и для своих единомышленников. Так что не исключено, что только этим арестом дело не ограничится.