Выставляться авторы этих работ в застойные времена не могли. Для занятий живописью они находили более сложные мотивы.
"У меня не было в искусстве: есть заказ, а есть антизаказ, я просто обжегся культурой", – говорит художник Эдуард Штейнберг.
Частью этой обжигающей культуры для Штейнберга стали традиции русского авангарда, живопись Казимира Малевича. От метафизических композиций с птицами и рыбами в свое время он перешел к просто композициям. Геометрической абстракцией продолжает заниматься и сегодня. Живет то в Тарусе, то в Париже. Эмиграция – популярный мотив в биографиях художников нон-конформистов. Хотя само это название сегодня кажется им конъюнктурным, они предпочитают другое.
"Оно так и называлось, ни каким-то антисоветским, оно так и называлось – другое искусство. Никакой борьбы не было ни с советской властью, ни с этим", – поясняет художник Владимир Немухин.
"Делить искусство на конформистское и нон-конформистское – нелепая затея", – считает художник Юрий Купер.
"Художник всегда свободен и всегда выступает против", – отмечает художник Эдуард Штейнберг.
Эти художники занимались не политическим искусством, а чистым: проблемами поверхности холста, простых форм, линии, цвета. Гигантская палитра художника Юрия Купера – метафора.
"Я хотел посмотреть на тарелку, на которой я размешиваю краски, как на некий космос", – объясняет Юрий Купер.
Эстетическая альтернатива соцреализму в живописи московских художников 70 -80 годов была разнообразной. Куратор Ольга Портнова отобрала из коллекции Бадалова картины 17 авторов. Есть фарфор и живопись Оскара Рабина, пара полотен Владимира Вейсберга, серия Владимира Янкилевского, графика Свешникова и Мастерковой. Но наиболее полно – залами, – представлены три художника: Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин и Игорь Вулох. Личный вкус коллекционера явно тяготеет к абстракции. Русские абстракционисты 70-80 противостояли соцреализму исключительно профессиональными средствами: занимаясь фундаментальными вопросами живописи и реанимируя прерванную отечественную традицию.
"Соединение русского авангарда с иконой меня очень занимало", – вспоминает художник Юрий Желтов.
В Советском Союзе эти художники работали, будто в закрытом НИИ – в стол и для редких ценителей.
"Мы работали для себя. Это был удивительный период, когда ничего не продавалось, но все дарилось", – рассказывает Юрий Желтов.
Затем времена изменились и неофициальное советское искусство нашло свою публику, покупателей и коллекционеров на Западе. Картины Краснопевцева, Вейсберга и Штейнберга сегодня бьют рекорды на аукционах. Некогда неофициальное искусство адаптировалось вполне. В названии выставок художников, прежде считавшихся авангардными, стало возможным слово "традиция". Но продолжателей этой традиции в современном российском искусстве не заметно.